На мой взгляд, задача медиацентра не только утилитарная и не заключается только в информационном сопровождении образовательного процесса. Конечно, учащиеся должны ознакомиться с технологиями видеопроизводства, ведь именно эти знания оцениваются на большинстве олимпиад и рейтинговых конкурсах. Но любой школьный медиацентр является идеальной площадкой для развития soft skills. Гибкие навыки, по мнению некоторых экспертов, станут доминирующими в цифровой экономике. У школьников, которые занимаются в медиацентре, будет возможность раньше овладеть soft skills, что сделает их более конкурентоспособными в новой экономике, да и просто поможет определиться с будущей профессией. И вовсе не обязательно, что они станут журналистами, операторами, режиссерами. Soft skills - навыки универсальные, которые уже сегодня востребованы в крупных IT-компаниях, банковской сфере, передовых исследовательских проектах и, конечно же, гуманитарной сфере.
Давайте на нескольких примерах посмотрим, какими soft skills могут овладеть школьники, занимаясь в школьном медиацентре.

Коммуникация
Это базовый навык в профессии журналиста. В широком понимании коммуникация - это все про слова, умение выступать, говорить, общаться, вступать в диалог. Для журналиста ключевой навык коммуникации - умение задавать вопросы. Я прошу своих учеников на занятии написать бесконечное количество вопросов к незнакомому человеку. Кто-то останавливается на пятом вопросе, кто-то на десятом. Кто-то не сдается и пишет больше. Потом я прошу поделиться на команды и задать эти написанные вопросы друг другу. Если они плохо сформулированы, обычно ребята запинаются, они видят сами, что написали что-то не то, и корректируют формулировки по ходу своего выступления. Так они учатся не только коммуникации, но и импровизации. Затем мы записываем эти же интервью на камеру, смотрим и оцениваем их.

Критическое мышление
При решении любых творческих задач всегда возможны бесконечные количества вариантов. Фотография может быть любая, видео можно снять с любого ракурса. В конце концов, я учу школьников отстаивать свое мнение: «Я художник! Я так вижу!» Это нормально, каждый имеет право на собственное выражение в творчестве. Но, во-первых, есть некие стандарты (технологические прежде всего), по законам которых функционирует индустрия. Во-вторых, творческий поиск предполагает критическое мышление. Не все взрослые обладают этим критическим мышлением, для подростков эта тема еще более сложная. Поэтому первый закон - «критикуя - предлагай!», а второй - «каждый следующий материал должен быть лучше предыдущего». Обычно это мотивирует ребят и помогает овладеть важным навыком критического мышления.

Умение работать в команде
Чтобы создать любой журналистский материал, надо уметь договориться со своими коллегами. Часто ребята делят роли: оператор, корреспондент, редактор, продюсер, корректор, фотограф. Распределение ролей - это непростой процесс, он должен, конечно, контролироваться педагогом, который выступает медиатором. Но настоящая команда получается тогда, когда обучающиеся могут сделать медиапродукт без вмешательства учителя. Умение работать в команде - это не только распределение ролей, но и умение слышать своих коллег, договариваться. В любом коллективе всегда возникают конфликты, такова природа человеческого общения, для подростков мотивирующим и консолидирующим фактором может стать желание доказать себе и другим, что они лучше знают, умеют и их команда впереди.

Тайм-менеджмент
Управление временем - очень важный навык при работе в медиа­центре, да и вообще в профессии журналиста, дизайнера, оператора. Поскольку восприятие времени у ребенка значительно отличается от восприятия времени взрослым человеком, я обычно стараюсь дробить большие задачи на маленькие и решать их поочередно. Например, за 10 минут сделать три разножанровых фотографии. Или за 15 минут записать интервью из трех вопросов. Задача педагога следить за временем. Обычно после нескольких подобных повторений школьники начинают «чувствовать» время и уже умеют управлять им для решения конкретных (пока маленьких) задач.

Эмоциональный интеллект
Мы вместе с ребятами участвовали в проекте «Школы реальных дел» и выбрали для решения кейс по эмоциональному интеллекту. Требовалось придумать объясняющую концепцию для подростков - что такое, собственно говоря, эмоциональный интеллект? Я задал детям вопрос: «Бывает ли такое, что вы злитесь или у вас плохое настроение? А бывает, что чувствуете радость от общения с друзьями?» Почти все говорят, что да, они испытывают разные эмоции. А теперь представьте, что эмоциями можно управлять, предугадывать, причем не только свои, но и других людей. Конечно, эмоции иногда сложно распознать и взрослому человеку, для школьников это еще сложнее. Поэтому всегда перед началом занятий прошу ребят рассказать о своем настроении, эмоциях, которые сегодня они испытали в школе, и с учетом этого мы определяем, кто и чем будет заниматься на уроке. Так, рассказывая про свое настроение, школьники учатся не только распознавать свои эмоции, но и эмоции своих одноклассников.
Soft skills - это базовые навыки, которые со временем будут все более востребованы в цифровой экономике. Школьный медиацентр является идеальной площадкой по развитию гибких навыков, обучающиеся могут не только овладеть базовыми компетенциями творческих профессий, но и научиться навыкам, которые помогут им стать конкурентоспособными в новой экономической реальности.

Владимир СТЕПАНЧЕНКО,
специалист медиацентра школы «ШИК 16»