Во-первых, не всегда учащийся способен увидеть перспективу, понять, как и для чего ему пригодятся полученные в школе знания. Неумение применить их на практике в итоге приводит к падению интереса к школе в целом. Во-вторых, многие учащиеся уже к старшей школе начинают определяться со своей будущей профессией и не хотят тратить время на те предметы, которые, как им кажется, больше не пригодятся. И, в-третьих, современное поколение вообще сложно мотивировать на ту или иную деятельность, если они тут же не видят готовый результат, мгновенно не получают отклика. Как же тогда убедить школьников, что знания пригодятся им в будущем, если здесь и сейчас применить они их не могут?
Все это приводит к тому, что школьники постепенно перестают понимать, что учатся они не для школы, а для себя, что школа - это только вклад, пусть и весомый, в их будущую жизнь.
Как же мотивировать учащихся? Для начала необходимо показывать на практике, как им могут пригодиться те или иные знания. Например, недавно один из моих учеников высказал мысль о том, что ему хотелось бы на уроках физики научиться работать с электричеством и научиться чинить электропроводку в собственном доме. Другой ученик, любитель программирования, стал успешно заниматься «1С» только после того, как увидел, насколько это востребовано в современном обществе. Девочкам в моем классе понравилось шитье, когда они увидели, как можно получить реальный доход от своего труда, не выходя из дома. Также знание биологии и умение красиво оформить букет могут очень пригодиться в работе флориста.
Недавно я провела опрос среди выпускников и спросила, насколько им пригодились знания и умения, полученные в школе. Их ответы меня удивили - почти все признались, что поняли актуальность обучения в школе только после того, как получили аттестат. И тем не менее все согласились, что знания, полученные в школе, им пригодились уже тогда, когда нужно было грамотно составить резюме и на автомобиле по карте быстро добраться до будущего места работы.
Каждому предмету школьной программы можно найти применение в повседневной жизни. Знания математики будут незаменимы в магазине у кассы. Произвести хорошее впечатление на работодателя сможет только разносторонняя интересная личность, а стать такой можно, если научиться вдумчиво читать. Знания физики пригодятся в собственном доме, когда понадобится починить элементарную настольную лампу. Более того, физика и математика нужны даже при игре в бильярд, когда будет необходимо вычислить траекторию шара, рассчитать силу удара и знать закон сохранения импульса. Ну и, конечно, стыдно будет не суметь помочь собственному ребенку с уроками и объяснить малышу, почему небо синее, как появляются звезды и почему дует ветер. Даже элементарное вождение автомобиля не обойдется без умения пользоваться картами, вычислять самый оптимальный и короткий маршрут. Конечно, есть специальные программы, телефоны, калькуляторы… Но неужели кому-то захочется чувствовать свою беспомощность, если гаджет окажется забытым дома?
А каких же предметов не хватает современным школьникам? На этот вопрос ответили сами ученики. Оказалось, что прежде всего им хотелось бы учиться самостоятельной жизни. Старшеклассники признались, что им не хватает знаний о том, как оплатить квартиру, как сделать несложный ремонт, как поклеить обои и починить сантехнику. Девочкам хочется научиться ухаживать за собой и за своим домом. Почти все ученики хотели бы знать основы первой медицинской помощи и уметь следить за здоровьем.
Конечно, каждому учителю хотелось бы, чтобы его ученики пришли в класс мотивированными, чтобы их не нужно было убеждать в необходимости учиться, но все дети разные. Поэтому очень важно из года в год доказывать и показывать на собственном примере актуальность школьных предметов, а иногда убедить ученика, что школа - это просто интересно, и каждый предмет может быть не только полезным и нужным в жизни, но и увлекательным.

Ирина МИХАЙЛОВА,
учитель школы Марьина Роща имени В.Ф.Орлова