Сегодня всем хорошо известно, что привлечение к сложным серьезным задачам, это всегда обязательный исходный высокий уровень знаний и только потом операции с этими знаниями. Пустые листы, собираемые нами в аудиториях после окончания туров олимпиады, вызывают щемящее чувство - зачем ребенок приходил? Он же не написал ни строки… Он наверняка лучший в классе, он не мог реализовать ничего из того, что хотел и готовил. Невозможность что-либо решить на олимпиаде для ученика базового уровня - это не просто малые объемы знаний, это еще и отсутствие практики… отсутствие времени.

Что нужно делать или чего лучше не делать?
Мотивация самого учащегося стоит на первом месте перед всеми условиями формирования высокого уровня знаний. Внутренняя мотивация к учению является одним из базовых принципов, своего рода потребностью на уровне естественного отбора. Желание научиться, приобрести знания, овладеть навыками позволяют человеку выжить в этом сложном мире. Есть серьезные факторы, способные глобально помешать на этом пути. Первый из них - это сомнение. Нет среди наших современных учеников ребенка, который бы не сомневался в себе. Вторым фактором является недостаток общих учебных навыков: неумение исследовать и изучать предмет, общая невнимательность. Третьим фактором являются усилия старших, которые мы назовем общим словом «заставлять», которые сводят на нет любые результаты обучения. Как только мы начинаем «заставлять» учеников посещать дополнительные занятия, «заставлять» решать более сложные задания, «заставлять» делать дополнительные шаги, «заставлять» выделять дополнительное время - их КПД резко падает, результативность стремится к нулю. Отсюда важнейшее правило: ученика невозможно заставить, его нужно вдохновлять!

Не нагружайте! Как добиться результатов?
В современном мире многое изменилось, но до сих пор родители учеников и даже учителя, проще сказать почти все взрослые, получавшие образование 20‑30 лет назад, воспринимают набор учебных предметов и приоритеты современного образования «по-старому». Ведь сегодня появились новые предметы, без освоения которых не сформируются те учебные навыки, которые так нужны и на олимпиадах, и на экзаменах. Не изменятся нейронные связи в голове, не появится тот уровень логики и легкости мышления, который необходим, который есть у тех, кто успешен, у тех, кто впереди, у тех, с кем нашим детям придется конкурировать в жизни.
Из практического опыта. Мама ученицы 9‑го класса предпрофильного медицинского класса жалуется: «Моя дочка хочет быть врачом или ученым биологом, зачем ей информатика? Не нагружайте ее информатикой, она не хочет делать домашние задания - она хочет только биологию!» Но позвольте! Биология натуралистов-путешественников XVIII века осталась далеко позади. Сложнейшие программные продукты, биоинформатика, методики статистической обработки, компьютерные технологии. Сегодня вся биология - это микс между базовыми науками о природе и информационными технологиями. О каком будущем ученом, враче может идти речь, если человек воспринимает современные науки как побочные, если он не может ориентироваться в простых офисных программах, решать базовые алгоритмические задачи? Информатика незаметно стала важнейшим из основных сложных школьных предметов. Именно такие науки как математика и информатика в современной школе учат логике, внимательности, способности алгоритмически мыслить, находить связи, различия, вычленять факты по категориям и, как бы это ни казалось странным и неожиданным, - догадываться на олимпиадах и экзаменах! Изучение наиболее сложных предметов школьного курса требует времени на освоение. Наши нейроны, отвечающие за те или иные действия, растут не мгновенно, они формируются на основе прасистем, сформированных ранее, они - видоспецифичны. Нужно время, чтобы их сформировать - это и есть обучение. Сегодня в школах повсеместно проявляется неосознанное невнимание к этому предмету и в итоге - несформированность важнейших навыков современного ученика. В результате у ученика к окончанию средней школы нет необходимой внимательности, нет способности к анализу, парализована самостоятельность мышления.

Как правильно помочь своему ребенку?
Система знаний, окружающих маленького человека, сама по себе становится фактором, создающим условия реализации его успешности. Новый уровень знаний является основой для поступательного развития. Сегодня важнейшей задачей родителей является помощь своему ребенку в осознании и принятии того уровня знаний и тех задач, которые ставит перед ним школа. Современные методы должны быть ориентированы и на осознанность, на выросшее внутри собственное стремление узнать, понять, научиться.
Подготовка к олимпиадам никогда не может быть закончена на уроке: только собственное желание осваивать, преодолевать может двигать человека по этой лесенке вверх. Здесь учитель - только фонарик, освещающий путь. Только сам ученик, прорешав много заданий, разобравшись в теме, сможет научить себя. Учитель может помочь классифицировать задания, выбрать весомые, наиболее встречающиеся, подсказать анализ логики и структуры задач, провести нестандартные уроки, уроки-практикумы, ускоряющие и эмоционально закрепляющие освоение сложных тем. Но для учителя важен объем дополнительных часов - несозревшего ученика невозможно выпустить в бой…. Родители могут помочь, вдохновляя, не позволяя опустить руки, организуя пространство и время маленького ученика, отгоняя одного из злейших врагов любого ученика - сомнение!

Нина ПУХАЛЬСКАЯ,
д.б.н., учитель химии школы №1236 им. С.В. Милашенкова, доктор биологических наук;
Марина ШЕРМАН,
учитель информатики школы №1236 имени С.В. Милашенкова