Одним из актуальных трендов современной экономической географии является проведение глубоких исследований в области геоурбанистики. Процесс урбанизации стремительно развивается в большинстве государств мира и усугубляет проблемы нехватки энергии, земельных и других природных ресурсов, загрязнения окружающей среды на локальных территориях. Города должны развиваться таким образом, чтобы минимизировать отходы во всех их формах, а также способствовать сохранению биоразно­образия и экосистем, обеспечить людей основными элементами благосостояния, эффективными в плане ресурсов и энергии.
В фокусе урбанистической революции, свидетелями которой мы являемся, оказался пересмотр понятий дизайна, городского и транспортного планирования. Развитию транспорта в этом процессе отводилась особая роль, так как транспортная система во многом формирует стиль жизни и передвижения людей в условиях агломерации, площадь территории которой составляет десятки тысяч гектаров. Городской транспорт должен, с одной стороны, создавать новые транспортные возможности по доступности, скорости, уровню комфорта и безопасности, но с другой - снижать спрос людей на перемещение личным автотранспортом в пользу общественного, велосипедного и пешеходного движения. Для изучения отдельных показателей, влияющих на транспортную жизнь города, - пассажиропотоков, грузооборота, транспортной напряженности, интенсивности транспортных потоков - выполняется анализ транспортной ситуации в отдельных микрорайонах крупных городов. Причем исследования подобного рода могут проводиться не только ведущими учеными и студентами географических факультетов, но и школьниками.
Вопросы организации городской среды для московских семей чрезвычайно значимы и актуальны. Многие аспекты этой проблематики мы обсуждаем на уроках, они знакомы и понятны моим ученикам, особенно старшеклассникам, изучающим экономическую географию на углубленном уровне в рамках социально-гуманитарного профиля. Ребята легко включаются в дискуссию, проявляют осведомленность в различных аспектах геоурбанистики, выдвигают интересные идеи для учебных исследований, применяя при этом знания из области математики, информатики, химии, биологии, экологии, физики, обществознания, экономики. Родители поддерживают наше общее стремление к познанию нового направления в географической науке, и я надеюсь, что кто-то из моих учеников в будущем выберет его в качестве профессии и сферы научных интересов.
А сегодня мы работаем над интересными проектами и исследованиями в области социально-экономических процессов нашего города: с восьмиклассниками исследуем транспортные узлы в районах станций метро «Рижская» и «Владыкино» в контексте развития транспортных систем крупных городов мира; разрабатываем экскурсионные программы для гостей Москвы на основе технологии геокешинга. Наши ребята из 10‑го академического (научно-технологического) класса разработали проект «Оптимизация современной парковочной системы в городской среде», с которым стали победителями в номинации «Умный город» московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся.
Очень надеюсь на то, что новые научные школы со временем станут формировать содержание учебных предметов для школьников и вопросы геоурбанистики займут свое место в учебниках. Метапредметность и практикоориентированность в сочетании с возможностью широкого применения самых различных подходов к моделированию сложных процессов говорят о том, что это направление имеет большие перспективы в школе.

Денис КОЛЫГАНОВ,
учитель географии школы №1518

Комментарии экспертов

Александр АЛЕКСЕЕВ, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова:
- Географы России окончательно убедились в том, что территориальная организация российского общества развивается по тем же законам, что и в других странах мира, то есть теория «особого пути», предназначенного России, перестает быть актуальной. Это относится к демографическим процессам, миграциям, урбанизации. Многие казавшиеся незыблемыми положения теряют значение. Например, во многих районах России уже сложно провести четкую границу между городом и селом. Простой вопрос: «Сколько жителей здесь живет?» - уже не имеет однозначного ответа. Число людей, находящихся на территории этого населенного пункта, меняется не только по сезонам года, но и по дням недели и часам суток. Говоря о населении, еще при социализме считалось, что «население идет за производством», то есть первично размещение хозяйства. Сейчас скорее наоборот, во всяком случае эти связи гораздо сложнее, а расселение более инерционная система, чем хозяйство.

Наталья КОЛДОБСКАЯ, кандидат географических наук, младший научный сотрудник кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова:
- В экономической географии новые исследования касаются всех ее разделов как в отраслевом, так и в региональном разрезах. Прежде всего это новые направления, связанные с цифровой экономикой, с роботизацией производства. Очень много современных исследований связано с геоурбанистикой, особенно ревитализацией (возрождением) малых городов. Кроме того, следует сказать, что физическая и экономическая географии, во-первых, уже не существуют отдельно друг от друга, а во-вторых, имеют широкое практическое применение. Например, в последние два года много научных статей и монографий посвящено актуальной проблеме переработки твердых коммунальных отходов, которая может быть решена только при взаимодействии науки, населения, бизнеса и государства.