И я, как математик, решила попробовать вывести педагогическую формулу, которая поможет мне и моим пятиклассникам выстроить дорогу в жизнь, причем каждому - свою, лучшую и неповторимую. Я выбирала доверие, умножала на время, делила на возможности, вычитала сомнения и возводила все в степень «со», что значило «совместно». Наконец я начала ее применять вместе с моим 5‑м «Г».
Мы начали с вдохновения. Одно из моих правил: «Вдохновляй своим примером». Так, летом привезла из Грузии своим ребятам историю о том, как раньше изучали звезды на дне колодца. Рассказ их так впечатлил, что сразу родилась тема проекта: «Звезды в колодце: миф или реальность?». Когда ученики искренне увлечены, они быстро и смело воплощают в жизнь даже самую безумную идею. Ведь «вдохновение - как специя, ее нужно совсем мало, но она может изменить все», - говорил в свое время Пабло Пикассо.
Особенности и способности каждого для меня ключик к взаимному доверию. Любой мой ученик - эксперт в своей области. Чем только они не делятся на наших классных часах, проводя мастер-классы для родителей и друг для друга в рамках школьного проекта «Мы научились и вас научим»! Но прежде всего они овладевают способами коммуникативного взаимодействия в обществе, что, несомненно, является основополагающим принципом социальной успешности, который поможет им состояться в жизни.
«Брошенный вызов» - еще один прием, который я использую в воспитании. Это порученное дело, требующее чуть больше профессионализма, чем тот, который уже проявили. Таким образом, мои ребята учатся ставить перед собой задачи и решать их по собственному - осознанному - побуждению. Именно так в нашем классе появилась газета «Одноклассники», замечательная команда логистов, составляющих тематические маршруты для олимпиады «Музеи, парки, усадьбы», и творческая группа талантливых видеооператоров и сценаристов, занимающихся съемкой и монтажом роликов к праздникам и классным часам. Как известно, вдохновение рождает инициативу, а значит, - движение в будущее.
Я как физик развиваю инициативу у моих подопечных: мы не отвергаем идеи, а ищем в них рациональное зерно. Поэтому у нас все идеи находятся либо в стадии разработки, либо в стадии ожидания. Любая инициатива в моей педагогической формуле рассматривается как абсолютно значимая. Каждая оригинальна и ценна, отношение к ней всегда позитивное, рассмотрение - детальное. Это позволяет воспитать в моих учениках инициативность, критичность и умение давать адекватную оценку своей деятельности.
Мои ребята всегда с увлечением и большим энтузиазмом участвуют вместе со мной в образовательных проектах Москвы, будь то урок с министром, где мы были первооткрывателями, двухдневный хакатон в рамках ММФ «Город образования» по разработке образовательного контента, в котором, несмотря на значительную разницу в возрасте с другими участниками, мы стали победителями, или мастер-класс для родителей, который мои ребята готовили самостоятельно с использованием новых технологий и возможностей МЭШ. И если раньше это был только мой предмет, то с этого года мы всем классом даем такие мастер-классы по изобразительному искусству, иностранным языкам, экономическим и техническим наукам, спорту, а вскоре нас еще ожидает фестиваль по настольным играм для родителей и учеников, который мои ребята также готовят самостоятельно! Видимо, моя формула требует дополнения: в степень «со» включаем участие и авторитет родителей.
Нам нравится совместно изучать этот мир. Мы не боимся, что у нас может что-то не получиться: отсутствие желаемого для нас тоже результат. Воспитание такого подхода к работе у моих учеников позволяет им не бояться неудач, учит анализировать полученные результаты, находить новые пути и способы достижения желаемых результатов. Именно поэтому в моей формуле для определения предела возможностей моих учеников я вычитаю сомнения. А для достижения большего результата прибавляю ответственность и умножаю на время.
Каждый из моих ребят знает, что путь к завоеванию уважения тернист. Он покоряется только тем, кто умеет признавать свою неправоту и славится делами, а не словами. Быть ответственным за поступки, честным и сознательным - главные правила, прописанные в кодексе нашего класса.
Моя формула готова. Остается только умножить полученный результат на возможности города, а также возвести все снова в степень «со».
Я глубоко убеждена в том, что моя педагогическая формула позволяет реализовать задачи обучения и воспитания, при которых весь комплекс знаний и компетенций, полученных в школе, будет востребован в реальной жизни моих учеников. А достоверность результатов, полученных с ее помощью, покажет время.

Мария ГАЛКИНА, учитель математики школы №1518