Ведь каждый из нас хотя бы раз в своей школьной или взрослой жизни задумывался над вопросом: а что, если бы то или иное событие пошло по-другому? Что, если бы Цезарь проиграл несколько сражений, был бы он известным? Или не Франция осталась раздробленной, как Италия в XIV веке? Или в США Великая депрессия была бы преодолена по другому сценарию? А может, Русь отразила бы монгольское нашествие? Миллионы вопросов в детских, и не очень, головах так и остались без ответа. Может, стоит нарушить вечный принцип «история не имеет сослагательного наклонения» и попытаться смоделировать свою историю мира или народа. Для этого превосходно подойдут компьютерные игры. В них каждый из нас может не только потратить множество часов с целью отдыха, но и попытаться ответить на давно интересующие вопросы.
Есть несколько десятков игр для таких целей. Это вполне вдумчивые стратегии. Каждая игра по-своему уникальна и полезна. Серия игр Europa Universalis позволит вам окунуться в почти любой исторический период, попутно заставляя разбираться во всех тонкостях того или иного народа или времени. Чтобы играть в них, требуется терпение, способное пережить столетия. Вы будете принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры, и увидите, как ваш план воплощается в жизнь. На вашей совести судьба отдельно взятого государства, реально существовавшего в отдельный исторический период. Делайте с ним все, что заблагорассудится: укрепляйте армию, развивайте торговлю, вступайте в войну, отыскивайте Новый свет. Главное - не растеряйте территории и не уйдите в минус. Здесь война не суть, а инструмент дипломатии. Тут нужно просчитывать гораздо больше и дольше.
Как это помогает в учебе? Очень просто. Современный мир требует от человека нестандартного мышления, метапредметных компетенций и просто умения просчитать возможные риски. Современные игры дают возможность прекрасно эти компетенции натренировать, по сути, отвечая за последствия только кучкой пикселей и потраченным временем.
RPG (Role play gaming - «ролевая игра») позволяет обучающимся почувствовать себя непосредственно в центре почти любого исторического события. История Греции или Рима, Американской революции или крестовых походов - все в ваших руках. Для того чтобы пройти тот или иной квест, игроку необходимо узнать условия задания, а также персонажей, с которыми можно взаимодействовать. И волей-неволей начнешь разбираться в исторических подробностях и, сам того не понимая, выстраивать причинно-следственные связи.
К тому же такие подробности, как жизнь отдельного исторического деятеля, или проживание событий положительно сказывается на обучении в профильных классах. Учащиеся, увлеченные не только историческими книгами, но и историческими играми, как бы постоянно вращаясь в этой орбите, имеют более глубокие познания в том или ином периоде. Такие обучающиеся свободнее формулируют гипотезы, раскрывают тайны истории, так как для них они из разряда «скучное задание» превращаются в увлекательный игровой квест, который надо пройти и получить награду в виде отметки или «респекта» от одноклассников и учителей.
В моем выпускном 9‑м классе учащиеся, которые играли в исторические игры, стали заметно лучше разбираться в истории, географии и экономике. Эти ребята теперь могут на высоком уровне обосновать, почему хорошие дороги для армии важнее, чем количество солдат, а также пройтись виртуальным путешествием от Нью-Йорка до Потсдама или от Новгорода до Киева. А также обосновать с точки зрения экономики, почему танк Т-34 хоть и уступал по характеристикам немецкому «Тигру», но в итоге оказался гораздо лучше него. Играйте и учитесь с пользой!

Игорь ТОПТАЕВ,
учитель истории школы №1236