В течение многих лет основным ориентиром при этом является модель выпускника, обладающего такими компетенциями, как:
- умение работать с информацией с использованием современных компьютерных технологий;
- навыки практико-ориентированной деятельности, поиска нестандартных решений в IT-сфере;
- творческое восприятие окружающей действительности, потребность и способность создавать новое;
- способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения;
- потребность и способность выстраивать планы личного успеха на разную временную перспективу.
К настоящему времени в школе сформирована образовательная система, способствующая эффективной подготовке будущих IT-профессионалов на протяжении всего периода обучения: практико-ориентированная проектная деятельность с применением ИКТ, включенные в основной учебный план предметы «Программирование» и «Робототехника», элективный курс «Компьютерное черчение и 3D-моделирование», широкий спектр дополнительных образовательных программ, практикумы и хакатоны на базе ведущих вузов и IT-компаний, групповая работа в форме конкурсных и обучающих мероприятий инженерной направленности, интерактивные дистанционные практикумы.
Все большую роль в формировании компетенций будущих IT-профессионалов играет подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства в рамках движения WorldSkills Russia, в которое школа №1537 активно включилась несколько лет назад и уже достигла значимых результатов в компетенциях «Сетевое и системное администрирование», «Электроника», «Разработка виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)» (победители и призеры из числа учащихся 7‑11‑х классов). Подготовка участников этих серьезных конкурсов ведется в рамках сформированного в школе образовательного кластера, ядром которого выступает инновационно-технологический центр, аккумулирующий внутренние и внешние ресурсы IT-специалистов, партнеров - колледжей и вузов, профильных предприятий и методических служб.
Программы подготовки учащихся по выбранным направлениям WorldSkills носят комплексный характер и помогают существенно повысить конкурентоспособность выпускников и их адаптацию к реальной жизни. Так, осваивая сетевое и системное администрирование, ребята знакомятся с устройством компьютерных сетей, приобретают навыки работы в нескольких операционных системах, получают представление о возможных уязвимостях и способах их предотвращения, помимо узкопрофессиональной сферы это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться на рынке разнообразных IT-услуг, делать осознанный и грамотный выбор. Подготовка в области электроники закладывает мощную основу для будущих специалистов, обладающих навыками проектирования и сборки электронных устройств, а также программирования встраиваемых микроконтроллерных систем.
Интересный опыт подготовки в области 3D-моделирования в текущем учебном году получен в результате ежемесячно организуемых на базе школы «дизайнотонов», проводимых в рамках Московского технологического марафона при поддержке городского проекта «Школа Новых Технологий». «Дизайнотон» представляет собой двухдневный обучающий турнир, в рамках которого участники любого уровня начальной подготовки получают реальный опыт 3D-моделирования в проектной команде по заданной практической тематике в процессе освоения функциональных возможностей Autodesk Fusion 360 - современной «облачной» платформы для 3D-моделирования и проектирования.
Еще один пример успешно освоенной школой №1537 формы практико-ориентированной подготовки будущих IT-профессионалов - соревнования в области компьютерной безопасности Captute The Flag (CTF), позволяющие в увлекательной квестовой форме через командное решение реальных практических задач осваивать сложные методы защиты информации и компьютерных систем. Группа нынешних десятиклассников за три года участия в этом движении к настоящему времени достигла значимых результатов, регулярно занимая призовые места на межвузовских соревнованиях CTF.
Разнообразные формы развития инженерного образования информационно-технологического профиля (в том числе в рамках участия в проекте «Инженерный класс в московской школе») служат хорошей основой для раннего формирования компетенций, необходимых будущим IT-специалистам, обеспечивается подготовка выпускников для их дальнейшей успешной самореализации в условиях современной высокотехнологичной среды, продолжения образования и профессиональной деятельности в сфере информационных технологий.

Михаил МИНЧЕНКО,
учитель информатики, куратор инновационно-технологического центра школы №1537, кандидат экономических наук, почетный работник общего образования РФ, лауреат Премии города Москвы в области образования, педагог-новатор программы «Шаг в будущее»