Сейчас уже осталось совсем немного времени до начала сдачи ЕГЭ и поступления в высшие учебные заведения. Все, кто имеет какое-то отношение к одиннадцатиклассникам, подсчитывают возможные баллы, узнают предполагаемый проходной и пытаются предугадать, каков будет конкурс, высчитывая шансы своего абитуриента на поступление. И во всех этих предэкзаменационных мыслях и разговорах мелькает слово «олимпиадники». Оно звучит с оттенком зависти или восхищения, и всегда с легким ощущением прикосновения к невероятному.
Это понятно, ведь тех, кого так называют, победителей Всероссийской олимпиады школьников, на всю нашу страну по каждому предмету набирается до двух десятков. Человек может быть невероятно одарен или даже талантлив в какой-нибудь точной науке, может иметь настоящую склонность к литературе и талантливо писать. Но очень трудно представить себе человека, который живет в схожих с нашими условиях и каким-то образом умудряется выучить иностранный язык на уровне, гораздо превышающем даже идеальный школьный. Основная мысль сводится к предположению, что такой победитель все же занимался с носителем языка или жил долгое время за границей, а может быть, имеет каких-нибудь родственников-иностранцев, с которыми общался при подготовке к олимпиаде.
Нет у нас другого объяснения успеха этих необыкновенных детей. А если это объяснение не срабатывает, то легче поверить в то, что они просто не существуют. Но на самом деле они есть, и одна из таких победительниц учится в нашей школе №1980.
Софья Пак стала в этом учебном году абсолютным победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, набрав максимально возможное количество баллов.
И эта лучшая, абсолютная, навсегда непобедимая Соня опровергает все наши предположения. Нет у нее родственников-иностранцев, есть родители, знающие язык на бытовом уровне, и теперь уже скорее их дочь может им помочь, а не они позаниматься с ней перед серьезным экзаменом или соревнованием. Не было у нее репетиторов - носителей языка, а были школа, языковые курсы и упорство. И за границей она никогда долго не жила, только побывала пару раз в Британии в летней школе. Так как же тогда это получается?
Судя по Сониному рассказу, никаких вундеркиндских способностей она не проявляла, с двух лет на трех языках не разговаривала. Просто видела, как старший брат Давыд учит язык, листала его книжки, слушала его диски. И интерес к языку, по ее собственному выражению, «донашивала» за старшим братом. В школе на уроках английского Соне всегда нравилось отвечать, а учителям и одноклассникам - слушать ее ответы.
Софья с пятого класса участвует во Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде школьников по различным предметам. С седьмого класса она становилась призером и победителем олимпиад по химии, биологии, обществознанию.
Неожиданные для Сони изменения произошли при переходе в 9‑й класс. Она увлеклась изучением английского языка. Ее сильный характер проявился, и она задумалась над тем, что нужно изменить в своем подходе в подготовке к олимпиаде по английскому языку.
И вот десятиклассницей Софья встречает олимпиадный марафон уже в выездной языковой школе, где проходит целенаправленная подготовка к участию в олимпиаде по английскому языку. Конечно, необычная жизнь в этой школе захватила Соню, ведь кроме четырех учебных пар вечером была еще и развлекательная, хоть и одновременно обучающая, программа. В первый свой приезд она старательно училась, но не менее старательно и развлекалась, честно уделяя внимание всем интересным мероприятиям - театральным постановкам и конкурсам, которые там проводились. А уже в следующий свой приезд Соня обратила внимание на то, что ее соседка по комнате вечером никуда не ходит, постановки не смотрит, в конкурсах не участвует, а… учится. Все новое очень привлекательно, так что Соня тоже захотела попробовать так проводить вечера. Оказалось, заниматься самой может быть и интересно, и полезно, и увлекательно. И вот уже целая книжка, данная дополнительно, оказалась проштудированной, триста идиом на указанные преподавателем темы были найдены и выписаны за один день, а многие полезные, но с трудом воспринимаемые сведения легко и уютно расположились в Сониной голове.
Еще одной серьезной удачей было приглашение на обучение уже в Москве, в Центр педагогического мастерства, не в каникулярное время, а просто по вечерам, на курс по страноведению. Дело в том, что именно страноведческих знаний, жизненно необходимых каждому участнику олимпиады, у Софьи было немного. Курс же давал знания по английской и американской истории, позволил начать ориентироваться как в хитросплетениях родословной английских королей, так и в сложных маневрах американских корпусов времен войны за независимость и Гражданской войны в США. Да и погружение в английскую культуру, историю становления американской науки и успеха голливудских звезд было не только полезным, но и очень увлекательным. И снова проявились Сонин характер и спокойная целеустремленность: видя многочисленные пробелы в своих знаниях и понимая, что никакой единичный курс их не восполнит, она сама начала искать специальную литературу, больше читать на достаточно узкие темы и погружаться в англо-американские культурологические тонкости. Она достигла того, к чему стремилась, - все задания по страноведению на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по английскому языку, которых, к слову, больше всего боятся участники олимпиад, Софья выполнила идеально.
Школа не перестала быть важной составляющей Сониной жизни, но все же главные труды, старания и страдания были связаны именно с олимпиадой. Теперь она уже не давала себе передышки между этапами, а работала почти непрерывно весь год. Ей в этом помогали удивительные трудолюбие и терпение.
У самой Софьи нет точного ответа на вопрос, как же становятся лучшими из лучших. По ее собственной версии, она просто усердно работала. Мы уверены, что какой бы путь Соня ни выбрала дальше - лингвистику, экономику или прикладные отрасли, ее труд будет приносить такие же невероятные плоды.

Игорь СИБИЛЁВ,
директор школы №1980