Успешность профессиональной подготовки будущих специалистов определяется осознанностью выбора будущей профессии, адекватностью представлений студентов о содержании их деятельности, о тех качествах личности и профессиональной компетентности, которыми они должны овладеть. Значимым компонентом профессиональной компетентности будущего педагога-психолога является личностный опыт студента, который может быть сформирован только при его включении в реальную профессиональную деятельность.
В системе профессиональной подготовки педагога-психолога важная роль принадлежит различным видам практик. Они являются органической частью учебного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих педагогов-психологов с их практической деятельностью в реальных условиях профессиональной деятельности. В ходе проведения практики студенты знакомятся с основными направлениями деятельности педагога-психолога, совершенствуют навыки непосредственного взаимодействия с людьми, приобретают опыт психодиагностики, психологического сопровождения участников образовательного процесса.
В рамках системного подхода практика студентов реализуется в качестве единой системы и состоит из отдельных элементов (знакомство с образовательными организациями, выполнение функций педагога-психолога в образовательной организации, воспитательная работа со школьниками, психолого-педагогическое сопровождение учащихся, родителей и работников школы).
Деятельностный подход предполагает вовлечение студентов в период практики в различные виды психолого-педагогической деятельности: социально-педагогическую, практическую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую, осуществляемую в рамках психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения. Акцент в данном подходе делается на конкретный вид профессиональной деятельности, к которой готовится бакалавр.
Компетентностный подход подразумевает, что в процессе практики студент должен овладеть комплексом компетенций, необходимых для будущей психолого-педагогической деятельности. Каждая компетенция представляет собой совокупность сложных профессиональных умений и навыков интегративного характера, которые являются результатом работы студентов в период прохождения практики. Студенты овладевают азами психологической диагностики, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека. Студентов привлекают к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии и педагогики; оценивают их способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии и педагогики; способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями.
В рамках данных подходов на факультете педагогики и психологии реализуются следующие виды практики: учебно-ознакомительная, производственная и преддипломная.
Учебно-ознакомительная практика включает в себя углубление и закрепление теоретических и методических знаний, умений и навыков обучающихся по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки. Обеспечивает всестороннее и последовательное овладение студентами основными видами профессиональной деятельности и способствует приобретению опыта самостоятельной профессиональной деятельности в образовательных организациях. В результате прохождения практики формируются первичные навыки профессиональной деятельности педагога-психолога, создается мотивационно-ценностное отношение к предстоящей психолого-педагогической деятельности и формируется осознание необходимости самообразования и самоподготовки к практической работе.
В процессе прохождения производственной практики у студента формируются компетенции, связанные с использованием психодиагностических методов. На практике студент овладевает навыками прогнозирования динамики развития личности и ее отдельных сфер, учится применять количественные и качественные методы эмпирического психологического исследования с учетом техник подбора репрезентативной выборки по конкретной теме исследования. В процессе данной деятельности обучающийся способен осуществить диагностику особенностей психического развития и оценить эффективность психолого-педагогической коррекционной работы, проводящейся с ребенком.
Преддипломная практика является периодом дальнейшего развития и совершенствования профессиональных умений студента, которые обеспечивают реализацию основных функций педагога-психолога. Задачей преддипломной практики является овладение студентами целостным комплексом профессионально необходимых умений - от выстраивания профессионально адекватных отношений с людьми до осуществления самых сложных видов диагностики, планирования коррекционно-развивающей работы, ее организации, анализа и подведения итогов своей работы, адекватного соотнесения ее с целостной работой учреждения.
В ходе преддипломной практики студенты способны сознательно определять свое место и роль в учреждении и строить профессионально адекватное поведение, планировать психолого-педагогическую деятельность в контексте функционирования образовательного учреждения, согласовывать свою работу с другими структурами, выполнять в необходимом объеме все виды психологической работы. Данный вид практики включает в себя проведение психологических исследований изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии. Студенты развивают способности к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждая из трех видов практик вносит ощутимый вклад в процесс профессиональной подготовки специалиста по видам профессиональной деятельности, постепенно формируя у студентов необходимые профессиональные компетенции, помогая им в своем становлении и развитии.
На базе школы №1494 студенты факультета педагогики и психологии МПГУ реализуют все формы производственной практики, в том числе диагностическую и консультационную, а также принимают участие в реализации модели непрерывного научного исследования. В рамках данной модели студенты осуществляют рецензирование работ учащихся школы №1494, в которых находит свое отражение научно-исследовательская деятельность школьников. Наряду с этим осуществляется совместное руководство проектами потенциальных студентов, также преподавателями и студентами магистратуры факультета педагогики и психологии реализуются курсы по подготовке вожатых для московских летних смен и различные виды тренинговых занятий по запросу школы. Данное профессиональное сотрудничество впоследствии дает возможность трудоустройства студентов факультета педагогики и психологии МПГУ на работу в образовательные организации Москвы.

Татьяна САХАРОВА,
декан факультета педагогики и психологии, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ;
Мария БАТАЕВА,
заместитель декана по воспитательной работе факультета педагогики и психологии МПГУ, старший преподаватель кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ