Сюжет прихода Анастасии в профессию не нов: она уже в детстве знала, на кого пойдет учиться после окончания школы. Наверное, свою роль в этом сыграла врожденная тяга к познанию. Она, как считает наша героиня, наследственная - от родителей. Хотя у родителей Анастасии Поспеловой не было возможности получить высшее образование, но в их образованности, высокой внутренней культуре усомниться невозможно. Отец, например, всю жизнь работал профессиональным водителем и очень любил свое дело. Кроме того, он занимался фотографией, английским языком, играл на гитаре. Был этаким разносторонним самоучкой. Как говорит Анастасия, ее папу отличали широта мысли, умение спрогнозировать ситуацию, просчитать ее на несколько шагов вперед. Нужно заметить, что отец очень помог дочери в выборе профессии. Она, конечно, знала, что будет учителем, но только сомневалась, какой предмет выбрать. Девушке нравились и русский язык, и история, и география, и алгебра, а поскольку ей все было интересно, то практически по всем предметам были хорошие оценки. Именно папа посоветовал дочери обратить внимание на английский язык, тем более что девушка даже заняла призовое место на олимпиаде по этому предмету. По мнению отца, иностранный язык может сочетать в себе все предметы. Скажем, хочется тебе поговорить об истории - пожалуйста, хочешь о географии - пожалуйста, и все это на другом языке. Через много лет Анастасия Поспелова смогла убедиться в правоте слов папы. Например, когда участвовала в интегрированных уроках.
- В рамках своего мастер-класса на региональном этапе конкурса я показала, как можно интегрировать английский язык с экономикой, - рассказывает Анастасия Поспелова. - Мы учились правильно распоряжаться своими деньгами, тратить их. На английском языке мы проговорили, что такое 10 золотых правил Вавилона, что такое кредитная карта, а затем, исходя из этих правил, пытались понять, нужен ли нам кредит и как лучше распорядиться теми средствами, что у нас есть. Также мы рефлексировали на тему, как относимся к деньгам, на что их расходуем, жалеем ли о расходах или радуемся им и т. д. Было очень интересно. Мне кажется, вообще важно включать в обучающий процесс что-либо связанное с саморазвитием - психологию, экономику, философию, то есть то, что направлено на улучшение твоего сознания, твоего качества жизни, твоего быта, потому что, когда ты начинаешь по-другому относиться к себе, к окружающему миру, развивать в себе определенные качества, жизнь меняется.
То, что ей интересен такой формат обучения, Анастасия Поспелова продемонстрировала и на конкурсном открытом уроке. Для общения с детьми она выбрала совсем непростую тему выстраивания коммуникации между новичками и «старожилами» в классе.
- Когда готовилась к уроку, то мне показалось, что тему дружбы мы уже тысячу раз обсуждали - кто такой настоящий друг, какими качествами он должен обладать, - поясняет Анастасия Владимировна. - В то же время мы редко говорим о том, как нужно дружить и какие проблемы между людьми, казалось бы, почти родными друг другу, могут возникнуть. Я думаю, что многие современные дети просто не умеют объяснить своему товарищу, в чем проблема, почему у них возникли разногласия. Также мне хотелось показать, что английский язык - это инструмент, ключ, который помогает открыть много других знаний, в том числе в сфере коммуникации. По сути, на уроке мы прошли курс саморазвития коммуникативных навыков на английском языке. Надеюсь, эти советы помогут ребятам в жизни. Было приятно, когда в конце урока один мальчик, все время сидевший с унылым выражением лица, сказал, что ему нужно чаще улыбаться. То есть ребенок понял, что это обстоятельство может изменить его жизнь.
Улыбка действительно меняет отношение к тебе. Как рассказывает Анастасия, ее улыбчивость часто отмечают и коллеги. Однажды методист гимназии даже нашла очень красивое сравнение. Она сказала, что в школе есть педагоги, которые умеют превратить урок в музыкальное произведение, и если коллега Поспеловой ведет урок-хард-рок, то у Анастасии Владимировны получается красивый вальс.
Но как же так вышло, что улыбчивая липецкая девушка вальсирует не где-нибудь, а в Ленинградской области? Совершенно случайно, уверяет Анастасия Поспелова.
- Правда-правда, - смеется она. - После школы я поступила в Липецкий государственный педагогический университет на факультет иностранных языков. Училась, радовалась жизни. А после выпуска мы с девочками поехали отдыхать в Адлер, и там я познакомилась с женщиной из Петербурга. Причем мои подруги тоже собирались уезжать в город на Неве. Я же об этом вообще не помышляла, потому что была перспектива работы на кафедре в вузе или на две ставки в школе. Но эта встреча в Адлере, наверное, стала поворотной. Захотелось попасть в широкое культурное пространство, в другой городской мир. При этом Москву я не рассматривала, хотя она по расстоянию намного ближе к Липецку. Просто Москва не мой город. Сообщила о решении родителям, и они, мудрые люди, не стали препятствовать. Так мы с девочками и приехали в Петербург. Не было знакомых, не было жилья, не было работы. Но молодость тем и хороша, что бесстрашна. За две недели нашли работу и сняли жилье. Правда, работала я не по профессии, а занималась логистикой. Но педагогика все равно тянула. Поэтому ушла преподавать на курсы английского языка и проработала там 5 лет. Затем устроилась в центр социальной помощи семье и детям одного из районов Петербурга, была заведующей организационно-методическим отделом, занималась разработкой документов, организацией мероприятий. Были перспективы остаться в управлении, но вышла замуж и уеха­ла в Ленинградскую область, где проживал муж.
- Анастасия, получается, что эти переходы - логистика, языковой центр, центр социальной работы - навели на мысль: «школа - это мое, я педагог по жизни»?
- Да, мне всегда не хватало преподавательской деятельности, по сути, я постоянно искала место, где бы поработать учителем. И нашла. В Сертоловской гимназии работаю уже почти 9 лет. Я не жалею ни об одном моменте своей жизни вне Липецка. Опыт работы в автотранспортной сфере был нужен, опыт социальной работы, руководящей работы тоже не лишний, тем более что я ознакомилась с бухгалтерией, юриспруденцией. Кроме того, опыт показал, что я никогда не смогла бы работать волонтером с неблагополучными семьями, хотя такие приглашения были. Это тяжело морально, поскольку я все пропускаю через себя. Когда я работала в центре социальной помощи, у нас были выходы в семьи, и если видишь, что есть люди, которые просто вообще не кормят своих детей, очень переживаешь. Я не умею ставить психологический заслон, чтобы спокойно на это смотреть.
- Начинать в чужом городе все с нуля всегда трудно. Что вас поддерживало?
- Может, это звучит нескромно, но я люблю помогать людям, стараюсь это делать всегда, если могу. В результате знакомишься с людьми, появляются друзья. Когда у меня был очень тяжелый период, связанный с разводом, мне помогли и морально, и материально. Я даже жила некоторое время у подруги, пока делали ремонт в нашей новой квартире. Здесь, в Петербурге, мне встретились очень хорошие люди. Мне дети часто говорят, а я классный руководитель у восьмиклассников, что, мол, они не видят, как им отвечают добром на добро. Но я говорю: «Вы не знаете, когда ответная помощь к вам придет, но придет обязательно». Я в это верю. Мне она вернулась в виде колоссальной поддержки добрых людей. Наверное, мне легче, чем детям, которых я учу. Я училась в маленькой сельской школе, где все друг друга знали, помогали друг другу. К сожалению, сейчас в школе это утрачивается. Неприкосновенность частной, личной жизни ведет к тому, что у нас много невскрытых проблем. Подруга как-то рассказала, как органы опеки и попечительства изъяли из семьи 17‑летнего парня. Его отвезли в реанимацию с предельной степенью истощения. Почему никто из соседей этого не видел? Почему в школе не поинтересовались, что происходит в семье? Сегодня каждый сам за себя. Да, к тебе никто не лезет, но никто и не помогает.
- Анастасия, но ведь вы в какой-то мере транслятор чужой, европейской культуры, а там частное - это святое…
- Несмотря на то что я преподаю иностранный язык и иностранную культуру, я остаюсь исконно русским человеком с широкой душой и совершенно непрактичными поступками, когда в ущерб себе помогаешь другим. На моих уроках диссонанса не возникает, потому что я всегда провожу параллель с нашей страной, с нашей культурой. Мы часто размышляем с детьми, стараемся понять особенности двух культур. Ворчать и жить счастливо можно везде, независимо от территории, все решает то, как ты воспринимаешь мир. Я очень люблю задавать вопросы своим детям и слушать их ответы. Они навевают разные мысли, идеи. Думать - это вообще удел учителя, мне кажется.
- Неужто тоже размышляете о смысле жизни?
- А как же! Этим вопросом задаются все думающие люди, и ответы у всех свои. Для себя я могла бы, наверное, предположить такой ответ: пройти препятствия, чтобы сделать правильный выбор и в конце о нем не пожалеть. Мы живем, чтобы обогатить свой внутренний мир, чтобы оценить полученный опыт, в том числе отрицательный. Я хочу познать себя, познать, на чем базируется этот мир, в чем моя роль, где мое место в нем. Я часто говорю своим детям: «Задавайте вопросы, ищите ответы». Не бывает ненужных знаний, ведь ты никогда не знаешь, когда твои знания превратятся в твои возможности.

Сертолово, Ленинградская область,
фото автора