В целом же достаточно хорошо развиты пять основных направленностей - художественно-эстетическая, спортивно-техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая. Очень много детей занимаются в танцевальных и вокальных коллективах, благо что в Селенгинске работают очень талантливые педагоги, дети к ним тянутся.
Декоративно-прикладное творчество, как правило, привлекает ребят младшего школьного возраста, помогая развивать у них мелкую моторику. Что интересно, бисероплетением, вязанием и вышивкой занимаются не только девочки, но и мальчики, которые с энтузиазмом осваивают тайны рукоделия. На это они дают неожиданный и довольно логичный аргумент, мол, умение шить и завязывать узелки очень полезно для будущих хирургов, поэтому они, так сказать, убивают сразу двух зайцев.
Очень востребованное направление - туризм, у нас его ведет отличный педагог, который возит ребят по всему региону, учит их азам туристической деятельности. У нас под боком Байкал и Саяны, поэтому туризм и скалолазание всегда очень востребованы. Ребята также охотно занимаются этим нелегким делом, потому что знают: полученные навыки делают их сильными и выносливыми, годными к службе в армии и силовых структурах.
В 2011 году нам как достаточно продвинутому учреждению присвоили статус стажировочной площадки от Малой академии наук, у нас появилась возможность открыть новое кружковое объединение «Робототехника». В конце 2017 года в рамках участия в эксперименте по внедрению персонифицированного финансирования мы получили в пользование комплекты учебно-производственного оборудования для развития детского технического творчества на сумму 1 миллион 300 тысяч рублей. Так здесь появились кружки «Компьютерная графика», «3D-моделирование».
Особенность нашего поселка в том, что здесь живут и учатся почти одни только русские дети. Тем не менее в наших программах обязательно присутствуют бурятские народные танцы, бурятские народные ремесла и так далее. Мы ведь живем на территории Бурятии, поэтому обязаны знать ее культуру и историю.
Хочу подчеркнуть, что платных образовательных услуг у нас нет. Причем даже нет соблазна предложить за деньги то, за что люди могли бы платить. У нас другой менталитет, мы сохранили принцип доступности дополнительного образования в том виде, в котором он существовал в советские времена. И не хотим монетизировать детские интерес, любознательность и тягу к творчеству.
Сегодня в ряде населенных пунктов проблема охвата учащихся дополнительным образованием решается так: школы просто приглашают к себе педагогов из центров и дворцов детского творчества, чтобы те вели у них кружки и секции. Вполне возможно, эта схема имеет право на существование, но лично я считаю, что, если у нас есть свое собственное здание и свой штат педагогов, мы все образовательные услуги должны предоставлять здесь, а не ходить куда-то на сторону. А ребята пусть приходят к нам, это им тоже полезно, чтобы как минимум сменить обстановку после 5‑7 уроков в школе. Родители этому, кстати, очень рады. Если у школ есть свои кружки и свои программы по дополнительному образованию, то это тоже хорошо, но не надо пытаться из двух полноценных систем сделать одну неполноценную.

Наталья ЧЕРНИГОВСКАЯ, директор дома творчества поселка Селенгинск, Кабанский район