– Но сейчас расклад приоритетов несколько изменился, - рассказывает и. о. директора ресурсного центра художественного и технического творчества «Созвездие» Дарима Дугарова. - Государство уделяет особое внимание развитию технического творчества и стимулирует его развитие в приоритетном порядке. В результате очень хорошо укрепилась материально-техническая база, появилось новое и суперсовременное оборудование для 3D-моделирования, станки, инструменты. И, как следствие, значительно возрос интерес к этому виду деятельности у родителей и детей. Ведь, имея в своем ресурсе хорошую технику и хорошего педагога, можно достичь очень многого.
При этом могу сказать: дети не стали меньше интересоваться вокалом или хореографией. Одному интересно одно, другому - другое. И спортивное, и художественное творчество также имеет свою аудиторию, которая сформировалась уже давно и не меняется. А вот техническим творчеством стали интересоваться те, кто раньше сидел дома и ничего не делал. То есть появилась возможность охватить большее количество детей, предоставив им более широкий спектр направлений деятельности.
Хочу также добавить, что дополнительное образование - игра вдолгую, особенно если речь идет о создании целых творческих коллективов. Например, в хореографии достичь результатов сложно даже за год. Чтобы выйти на профессиональный уровень, создать ансамбль или хор, нужен не один год. А вот в научно-техническом творчестве, информационных технологиях, робототехнике хорошего результата можно достичь уже за полгода.
- Обычно научно-техническое творчество гармонично сочетается с естественно-научным направлением, а у нас оно идет параллельно с художественным, - говорит заместитель директора ресурсного центра художественного и технического творчества «Созвездие», руководитель детского технопарка «Кванториум» Борис Шульга. - Поэтому физики здесь не противоречат лирикам, а технари дополняют гуманитариев. Можно сказать, что мы трансформируем ремесло в искусство. Мы являемся региональным модельным центром в рамках реализации ФЦПРО на 2016‑2020 годы и реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Помимо этого участвуем в эксперименте по персонифицированному финансированию дополнительного образования детей. На сегодняшний день мы пришли к выводу, что идея образовательных сертификатов в системе ДО интересная, однако предстоит решить проблему неравенства в плане возможностей предоставления площадей, оснащения и многого другого в разных районах республики. Сейчас у нас одни муниципалитеты могут потратить 17 рублей в час на ребенка, другие - 89 рублей. А это в итоге сказывается на качестве образования. По нашему мнению, измерять норматив нужно не в рублях, а в часах. Эту идею, кстати, отметили и в Высшей школе экономики.
«Созвездие» - центр республиканского значения. Здесь реализуется шесть направлений деятельности: художественное, естественно-научное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и социально-педагогическое. И еще шесть - в «Кванториуме»: робототехника, автоквантум, аэроквантум, Hi-Tech-квантум, дополненная виртуальная реальность, IT-квантум.
Благодаря такому широкому выбору у нас сейчас конкурс 4‑5 человек на место. И родители требуют, чтобы их детей из начальных классов взяли прямо сейчас! Хотя сложным научно-техническим творчеством ребята обычно занимаются с 12‑14 лет. А к нам нередко приводят даже пятилетних.
- Можно ли добиться 100%-ного охвата детей дополнительным образованием? Честно говоря, сомневаюсь, это наша общая головная боль, - считает заместитель директора по проектному направлению «Созвездия» Сэржена Сандакова. - К сожалению, изрядная часть детей довольно инертны, их очень трудно заинтересовать хоть чем-нибудь. И проблема во многом упирается в их родителей. Когда происходит становление личности, те не прилагают достаточных усилий, чтобы направить творческую энергию своего ребенка в то или иное русло. В результате дети вырастают безынициативными, как и их родители.
А надо пробовать, предлагать что-то новое, нестандартное. Нужно строить больше таких центров, как наш «Кванториум». Чем больше ассортимент услуг, тем больше вероятность, что это хоть кого-то заинтересует. Могу сказать, что открытие «Кванториума» в Улан-Удэ очень сильно всколыхнуло родительскую общественность. Они привели сюда детей и настояли на тестировании, а уже потом дети в процессе работы заинтересовались новым делом, пришли в школы, рассказали другим ребятам и сагитировали их прийти к нам.
И конечно же, надо менять сознание педагогов, как систему ДО, так и школы, потому что они слишком зациклены на традиционных подходах и программах. Нам надо внедрять дополнительное образование в школы, чтобы оно стало второй сменой везде.