- Дети с нетерпением ждут очередной смены в лагере, - говорит руководитель ресурсного центра Ольга Егорова. - Лагерь дает дополнительные возможности детям, увлеченным творчеством, проявить себя, пообщаться с интересными преподавателями, узнать что-то новое. Для кого-то из юных музыкантов выступить в таком концертном зале, как у нас, - важное событие в жизни. Поэтому мы приглашаем юные дарования к себе не только в лагерь, но и на фестивали, конкурсы, семинары, мастер-классы.
В дни весенних каникул одаренные дети из карельских деревень и поселков вновь приехали в Петрозаводск на очередную смену лагеря «Юные виртуозы». Кроме уже действующих не один год отделений театрального и изобразительного искусства, музыки, хореографии, журналистики появилось новое направление - искусство художественного слова - для участников регионального этапа международного конкурса «Живая классика». Осенью в лагерь приедут ребята, которые принимают участие в традиционном республиканском конкурсе художественного слова и ораторского мастерства «Глагол».
Пять дней, проведенных в лагере «Юный виртуоз», пролетели как один миг. Занятия по направлению «Художественное слово» проводили ведущие артисты театра кукол республики. Доценты и профессора Петрозаводского государственного университета читали интересные лекции по литературе, лингвистике и философии. Юные виртуозы посетили кукольный театр, филармонию, Музей изобразительных искусств. Артисты филармонии специально для детей подготовили программу «Музыка во фраке и джинсах», в музее ребята ознакомились с творчеством известного русского народного художника, мастера исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагога Василия Поленова. В Карелии к Василию Дмитриевичу особое отношение, ведь во второй половине XIX века он учился в Олонецкой губернской мужской гимназии. Именно в этом здании сейчас расположен Музей изобразительных искусств Карелии.
Юные виртуозы были поражены не только талантом самого маэстро, но и оценили мастерство владения карандашом его матери Марии Алексеевны, сестер Веры и Елены Поленовых. Особенно поразила выставка «Поленов. Возвращение в гимназию» детей из отделения изобразительного искусства. Ведь в залах музея экспонировались еще и произведения друзей Василия Дмитриевича - Ильи Репина, Валентина Серова, Алексея Боголюбова и его учеников - Исаака Левитана, Константина Коровина, Сергея Виноградова.
Посещение выставки, посвященной 175‑летию Василия Поленова, было интересно и поучительно для всех. Одних оно заставило по-другому взглянуть на свои первые художественные попытки, других - полюбить искусство, и живопись в частности. Например, начинающая журналистка Ульяна Семенова в газете лагеря откровенно признается, что до посещения музея не интересовалась живописью, но после выставки «поняла, что это великолепно».
Для ребят из отряда с направлением «Искусство художественного слова», конечно же, главными событиями во время пребывания в лагере стали подготовка и участие в региональном этапе Международного конкурса «Живая классика». Перед тем как в день прослушивания выйти на сцену и выступать перед строгим жюри, они не раз «обкатали» свои отрывки из литературных произведений перед своими сверстниками из лагеря и артистами кукольного театра.
Прослушивание участников «Живой классики» проходило в течение трех дней. В региональный финал вышли 56 участников. Они читали отрывки из своих любимых произведений, передавали слушателям свое прочтение, свои эмоции, раскрывая характеры героев. Выбор самый широкий - от сказок до высокой классики отечественных и зарубежных авторов. Вместе с конкурсантами зал смеялся и грустил, радовался и негодовал. Выступления талантливых ребят никого не оставили равнодушным, слушали затаив дыхание.
После завершения конкурсного прослушивания я попросил поделиться своим мнением педагога по сценической речи фонда «Живая классика», артистку театра и кино, выпускницу Театрального института имени Щукина Наталью Смирнову. Она уже второй раз приезжает в Петрозаводск на конкурс.
- Дети приятно удивили, - сказала Наталья, - во-первых, выбором литературы, во-вторых, желанием заниматься этим. Они знают и понимают, о чем говорят, у них есть вкус. Я выделила для себя работу педагогов по литературе и русскому языку, они занимаются с детьми, как с профессиональными актерами. Ребята начинают читать наизусть отрывки, и такое ощущение, что на сцену вышел артист.
Матвей Михайлов из Державинского лицея, который читал «Верую!» Василия Шукшина, точно попал в образ. Сидела и думала, как бы хорошо он сыграл в спектакле Есенина. Рассказ Чехова «Он и она» в прочтении ученика Карельского кадетского корпуса Андрея Хемяляйнена прозвучал очень по-взрослому. Я сразу сказала своим коллегам: «Запомните, это будущий Смоктуновский». Замечательно выступал мальчишечка из города Сортавала Ростислав Бурцев.
Сразу после заключительного прослушивания, как и накануне, был мастер-класс Натальи Смирновой, посвященный технике художественного слова. После короткого вступления, в котором столичная гостья рассказала о том, что такое сценическая речь, которая начинается с техники, правильного произношения гласных и многих других нюансов, она дала несколько дельных советов будущим мастерам художественного слова и артистам.
- Нам иногда кажется, что-то я недоиграл, ну-ка я сейчас жесты руками добавлю, - говорит маэстро. - Нет. Иногда лучше просто помолчать. Мы помним, как выступали гениальные артисты Евстигнеев, Леонов - они молчали, потому что знали, про что молчат. И в эти моменты за ними было так интересно наблюдать! Им не нужно было делать много разных жестов, для того чтобы донести свою мысль.
А мы иллюстрируем. Травка зеленеет, солнышко блестит… Рук много. Давно прошли те времена, когда в театре 70‑х годов прошлого столетия на сцене громко звучало: «О, Джульетта!» Сейчас хочется какой-то тайны. Главное - не переиграть.
И, оборвав себя на полуслове, Наталья, недаром актриса, объявляет:
- Сегодня у нас праздник, мы будем дурачиться. А это полное баловство, нам нужно отключить голову. Переодеваемся - и на сцену!
И началось... Что только ни вытворяли ребята вместе со своим педагогом! И по «лесу» бегали, и для полного расслабления в «макарошки» превращались, и «мокрые водолазные костюмы» с себя снимали. Конечно, как говорят дети, все это было понарошку, или, по выражению современной молодежи, креативно. По команде Натальи ребята изображали испуг, удивление, а потом, встав в круг, начали знакомство в необычной форме. Называли свое имя, сопровождая его ярким и необычным эпитетом.
Незаметно пролетела неделя пребывания в лагере. В заключительный день в концертном зале школы состоялись закрытие лагеря и подведение его итогов праздничным концертом, подготовленным силами самих же ребят. На то они и юные таланты! Ну и, конечно, организаторы конкурса «Живая классика» объявили имена победителей и лауреатов. Победителями стали Андрей Хемяляйнен, Матвей Михайлов и Ростислав Бурцев. Им вручили главные призы - путевку в «Артек». Еще 11 ребят стали лауреатами «Живой классики».
- В лагере первый раз, - поделился впечатлениями шестиклассник из Сортавалы Ростислав Бурцев. - У нас были самые талантливые педагоги, многому научили. Мне очень понравились занятия, особенно по театральному мастерству и искусству художественного слова. Нам показали, как правильно общаться с публикой, когда выступаешь на сцене. Теперь я знаю упражнения для снятия напряжения, например, перед выступлением надо проговорить скороговорки.
У Матвея Михайлова я поинтересовался, почему он выбрал рассказ «Верую!» для прочтения на конкурсе.
- Шукшин - мой любимый автор, - признался Матвей Михайлов. - Мне нравится все, что Василий Макарович делал, - снимал кино, писал книги… «Верую!» - произведение очень глубокое, философское. Надо нести веру в сердце, надо иметь душу, способную болеть, плакать, переживать.

Петрозаводск, Республика Карелия