Джеймс Кэмерон горячий поклонник манги «Боевой ангел», он загорелся идеей создать полноценную киноадаптацию этой истории. Черновой сценарий был готов 15 лет назад и охватывал первые четыре тома оригинального произведения.
Для доработки сценария с учетом своих заметок по героям вымышленной вселенной Джеймс Кэмерон пригласил Роберта Родригеса, который отлично справился с задачей, поэтому Кэмерон доверил ему место режиссера, а сам стал продюсером проекта. В целом подготовка заняла около года, при создании фильма предполагалось использовать технологии, разработанные для «Аватара», позволяющие совмещать виртуального персонажа и реальную сцену.
Съемки фильма «Алита: Боевой ангел» начались осенью 2016 года в студии, расположенной на обширной территории бывшего аэропорта. Декораторы и две сотни рабочих построили там огромный город в стиле киберпанка - своеобразное вавилонское столпотворение и прибежище изгоев.
Главную героиню в исполнении актрисы Розы Салазар снимали в специальном костюме для захвата движения, затем облик создавался художниками с помощью графики. Так что в большеглазой героине непросто узнать лицо Розы, однако ее неповторимая мимика сохранена. Ряд трюков Салазар выполняла сама, но без помощи каскадеров, гимнастов, акробатов и компьютерных спецэффектов, конечно, не обошлось.
Действие фильма разворачивается через триста лет после Великой войны, прошедшей в XXVI веке. Некий Идо - доктор и большой мастер по ремонту механических частей тела (коих в будущем предостаточно) - находит на свалке остатки корпуса киборга с женским лицом. К его удивлению, начинка киборга нисколько не пострадала от искателей подобного добра.
Идо полностью заменил тело киборга. Получился шедевр - девушка-подросток с большими глазами, милым личиком и напрочь отсутствующей памятью. Вкусовые рецепторы на месте, и теперь она может есть дольки апельсина и даже шоколад, а еще гулять по улицам Айрон-Сити - последнего оставшегося на Земле города. Тут собрались киборги, роботы и люди всех национальностей, что выжили после войны с технократией Марса… Девушка-подросток действительно чудесно прорисована и великолепно украшает фильм. Такой персонаж - результат многодневного кропотливого труда сотен людей, что само по себе достижение.
Доктор Идо дает своему творению имя Алита, в честь погибшей дочери. Киборг-подросток, как это и положено бунтующей девочке, хочет жить по своим правилам, а не по указаниям отца-создателя. Можно разглядеть привычный для манги сюжет, большинство японских аниме-художников рисуют таких импульсивных девушек с большими неистовыми глазами, что стало особенностью, характерной для жанра.
Восстанавливая силы и привыкая к новому телу, Алита обнаруживает, что в состоянии пользоваться боевыми приемами киборгов. В поисках утерянных воспоминаний она попадает в вихрь динамичных событий, где ведет себя согласно максималистскому духу подростка. С этого момента какие-либо прорехи в сюжете просто не важны, главное - красота и грация, динамичные экшен-сцены, завораживающие трюки и пейзажи, на фоне которых девушка-киборг создает новую реальность под названием «современное кино».
При главных финансовых затратах на работу художников, актерский состав небольшой, но достаточно яркий. Роза Салазар, сыгравшая рисованную Алиту, и Кристоф Вальц в образе доктора Идо смогли передать своих персонажей достойно, со всеми свойственными их героям эмоциями. Эпизодические роли исполнили: Эд Скрейн - Запан, он же «киборг-лицо» с забавной прической; Джефф Фэйи - заводчик роботособак; Рик Юн - мастер Клив Ли, охотник за головами; Каспер Ван Дин - головорез по имени Амок; Эдвард Нортон - злодей Нова, антагонист Алиты.
Кроме того, есть роли второго плана, создающие декоративную атрибутику вокруг главной героини. Например, актриса Дженнифер Коннелли исполнила роль Ширен, бывшей жены Идо и матери их дочери, настоящей Алиты. Махершала Али выступил в роли хитроумного злодея, хозяина и распорядителя арены моторбола.
Кстати, очень запоминаются сцены игры-гонки под названием моторбол - это жестокий зрелищный спорт, включающий катание на роликовых коньках, футбол и бои без правил. На съемочную площадку были приглашены профессиональные экстремальные роллеры, которые воссоздали головокружительные погони и драки на арене, где участники стараются забить мяч и отвесить друг другу по первое число.
Еще больше впечатлений оставляет романтическая любовная линия между Алитой и молодым человеком Хьюго, наполненная эмоциональными кадрами плачущей девушки-киборга, готовой в прямом смысле подарить любимому свое сердце. Из этого следует главный посыл фильма: может ли человек полюбить киборга и рассчитывать на взаимность или, наоборот, возможна ли «человеческая» любовь у машиноподобных существ? И «Алита: Боевой ангел» дает ответ на этот вопрос так, как принято в японском аниме, очень красочно и чувственно.
Единственной загадкой остается город Залем, который завис над Айрон-Сити, представляя собой огромную тарелку. Это таинственное и притягательное место, куда все стремятся и не могут попасть, становится приманкой для Хьюго, а потом и для главной героини. А попадет она туда или нет, зритель, вероятно, узнает из продолжения, которое в случае успеха возможно реализовать по остальным томам манги.