Галина Калугина, учитель математики, с. Беляевка, Оханский район, Пермский край:
«Слежу за публикациями в «Учительской газете» о преподавании математики. С коллегами обсуждаем проблемы, обязательно делимся наболевшим. Сейчас в школе бывает так, что по обычной программе можно работать по нескольким учебникам, а остальные изучают математику по учебникам для школ VII и VIII вида. В пособиях разных авторов соответственно темы расположены в разном порядке. Бывает, что приезжают в село на жительство семьи с детьми, а те учились по другим учебникам. Так что учителю сегодня приходится непросто.
У меня одна ученица по семейным обстоятельствам должна была переехать в Пермь, ей предстояло учиться в выпускном классе. Я попросила школьницу, чтобы она заранее узнала, по какому учебнику там преподает математику учитель 11‑го класса. Оказалось, что автор учебника другой. Я пригласила девочку к себе домой (это было на летних каникулах), объяснила тему, которую мы еще не изучали. Было радостно потом узнать, что у моей подопечной не возникло проблем с учебой, она успешно окончила 11 классов, сейчас учится в университете.
Но вот другая история, аналогичная рассказанной, закончилась не так благополучно. Невольно начинаешь задумываться о необходимости единых учебников. Почему дети должны страдать из-за того, что есть такая разница в изложении учебного материала в тех или иных учебниках? Полностью согласна с учителями математики, которые просят вернуть их предмет в начальную школу. Особенно это важно для сельских школ, где у детей меньше возможностей посещать детские сады, обучаться в различных центрах».

Валентина Головина, учительница-пенсионерка, пос. Адамовка, Оренбургская область:
«Закрытие сельских школ - горькая примета времени. В нашем Адамовском районе до революции все школы были в ведомстве Министерства народного просвещения, не было церковно-приходских. В некоторых деревнях работали по две начальные школы. 50 лет назад в районе действовала 71 школа, а сейчас всего у нас 22 школы. Первоклассникам приходится ездить на учебу из соседнего села. Намаются, бедные, за день в дороге, назавтра, поди, не тянет в школу.
Эпидемия гибели сельских школ продолжает распространяться. Некоторое время назад пришлось мне проезжать мимо маленькой деревни Ореховки, некогда входившей в наш Адамовский район. Там осталось 5‑6 семей, везде одни руины домов. На пригорке стоит красавица-школа, побеленная, на спортивной площадке футбольные ворота выкрашены, только окна пустые - учеников нет, школа не работает».