Конечно, работа в этом проекте начинается на уровне дошкольного образования. Уже в дошкольной группе ребенок проявляет свою уникальность и возможности, а также выявляются и его особенности. Есть ребята, которые активно двигаются вперед и имеют свой темп познавательного развития. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, и нужно искать новые подходы и формы для реализации их жизненных целей и планов.
«Эффективная начальная школа» - это единство дошкольного и начального уровней образования, слияние и проникновение одного уровня в другой, преемственность не на словах, а на деле. Это тесный контакт учителей и воспитателей, а также индивидуальный маршрут для каждого обучающегося. «Эффективная начальная школа» - это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования.
В своей практике используем следующие методы и формы работы для подготовки детей к школе в рамках проекта «Эффективная начальная школа».

Эвристический метод
Эвристика представляет собой метод для поиска решений. И заранее неизвестно, к какому решению поставленной задачи придут дети. Они самостоятельно выдвигают возможные способы решения проблемы, подтверждают их или опровергают. Задания могут быть самыми разнообразными, например внедрение в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа, перемещение в сказку современных предметов (сказка на новый лад), разнообразные творческие задания и т. п.

Метод мозгового штурма
При данном методе решение задач происходит путем внедрения процедуры группового мышления. Дети фантазируют, генерируют идеи и смело высказывают свои мысли.
В любом кругу людей есть индивиды, которые лучше генерируют мысли, идеи, но при этом им сложно их проанализировать. И, наоборот, есть те, которым легко детально осмысливать то или иное чужое решение, но трудно вырабатывать его в своей голове.
Благодаря методу мозгового штурма для решения поставленной задачи предлагается большое количество различных вариантов, как плохих, так и хороших. Затем на базе критического подхода все эти решения серьезно анализируются, после чего наиболее действенные воплощаются в жизнь.
Вопросы для мозгового штурма могут быть самыми разнообразными, например: как можно сделать разноцветную льдинку? Как можно поприветствовать человека? Что будет, если уничтожить всех волков? Как не ссориться с мамой? Какой придумать дом будущего? Чем больше вариантов решения будет найдено, тем лучше.

Пропедевтика проектной деятельности
Пропедевтика проектной деятельности учащихся - это подготовка их к проектной деятельности, освоение ее средств и способов. В ходе освоения этого метода у детей формируются следующие проектные умения и навыки:
1. Пропедевтика понятий «проблема», «план», «рефлексия».
2. Формирование логического мышления на основе умения дошкольников работать с картинно-графической информацией.
3. Формирование умений сотрудничать с детьми в группе и с педагогом.
4. Формирование способностей предъявлять результат своей работы.
Этот метод получил широкое распространение.

Метод дивергентных задач
Такие задачи имеют много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Он связан с воображением и служит средством порождения большого количества разнообразных оригинальных идей. Под задачами дивергентного типа понимаются задания по любой предметной направленности. Например, составить как можно больше изображений из геометрических фигур; сделать коллаж из кусочков журнальных страниц или обрезков разноцветной ткани; нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры. Использовать задания для развития дивергентного мышления возможно и индивидуально, но в начальный период работы наиболее эффективны групповые задания. Эти задания практически всегда имеют игровую форму, которая позволяет вовлечь в мыслительный процесс даже самых пассивных детей.

Метод конвергентных задач
Такие задачи тоже могут иметь несколько правильных решений, но приветствуется креативное мышление. Они подразумевают способность мыслить широко и глубоко. Например, составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали в себя определенный набор слов; в словах перепутан порядок букв - распутать слова; назвать слова, которые начинаются или заканчиваются на определенный слог; игры на нахождение схожих признаков.

Методика Никитиных
Она предполагает активное физическое и творческое развитие, дети учатся самостоятельности, а педагоги ненавязчиво подсказывают и мотивируют.
Методика Никитиных предлагает ряд интересных логических задач, основанных на взаимодействии ребенка и взрослого. Они вместе должны предлагать пути решения головоломок при помощи кубиков, карточек и конструкторов. Метод хорошо развивает образное мышление и логику ребенка.
По методике Никитиных много информации, книг, развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые несложно.

Ментальная арифметика
Чтобы научить детей быть наблюдательными, повысить у них скорость обработки информации, в перспективе мы планируем освоение ментальной арифметики.
Всех методов не перечесть. Время не стоит на месте. Но очевидно одно: современным детям нужны современные подходы, методы и формы обучения, что на сегодняшний день и предлагает «Эффективная начальная школа».

Светлана ВОРОБЬЕВА, Мария НАУМОВА, воспитатели школы №1370