Честно говоря, наша школа не сразу с головой окунулась в этот новый проект. Мы общались с коллегами, уже работающими по этой программе, ходили к ним на уроки, разговаривали с детьми и родителями. Долго сами обсуждали перспективы перехода на трехлетнее образование. Наконец, открыто обсудили новый подход с родителями будущих первоклассников и заручились их поддержкой.
«Эффективная начальная школа» позволяет детям освоить полный объем программы начального образования всего за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональный образовательный маршрут ученика первой ступени.
Многие ошибочно предполагают, что это возвращение к хорошо знакомой всем трехлетней начальной школе.
«Трехлетка» XXI века - это соединение, преемственность и даже взаимообогащение двух важных ступеней начального общего образования - дошкольной и начальной.
Залог успеха работы учителей и воспитателей в тесном сотрудничестве и готовности меняться. Мы готовы пробовать, экспериментировать и придумывать новое. Рискованно? Возможно. Но мы осознаем всю ответственность и поэтому просчитываем каждый шаг.
Отправными точками в нашей работе стали качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении, индивидуальный подход, психологическая и физиологическая готовность ребенка и высокий уровень мотивации будущего первоклассника.
Быстрый темп продвижения по образовательному маршруту, неугасающая, растущая мотивация детей и психологически комфортные условия обучения помогают добиваться хороших результатов. Эффект при таком обучении достигается не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации учебного процесса. Благодаря этому за первый год обучения мы осваиваем программу первых двух классов.
Активно используются возможности дополнительного образования. Во второй половине дня дети посещают различные кружки и секции, где могут усовершенствовать свои знания по предметам.
Но мы не достигли бы таких результатов без помощи родителей. Нам повезло - пришли понимающие родители, сами высокомотивированные, настроенные на работу в команде, тандеме «школа - родитель». Они вместе с детьми участвуют в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», ходят в театры, на выставки и концерты. Такие уроки «вне школы» очень полезны для детей.
Проект «Эффективная начальная школа» с каждым годом находит все больше сторонников.
Благодаря четко выстроенному взаимодействию «сад - школа» ребенок быстрее адаптируется к школе. Насыщенная программа делает процесс обучения более увлекательным, потому что каждый день приносит новые знания и открытия. Так у ребенка сохраняется высокая мотивация к обучению.
Среди других плюсов - быстрый темп овладения письмом и стремительное обучение грамоте. Уже в октябре наши первоклассники пишут диктанты, которые их сверстники в обычных классах напишут лишь в конце апреля. Но никаких насильственных действий: быстрое освоение правил грамматики происходит в игровой форме.
Неподготовленному ребенку, конечно, может быть непросто справиться с таким темпом обучения. Трудности часто возникают у детей со слабой моторикой. Всегда даю совет воспитателям дошкольных групп: больше лепите из пластилина или теста, раскрашивайте картинки, занимайтесь штриховкой и шнуровкой, играйте с крупой в «Золушку», собирайте конструкторы. Развитая моторика станет верным подспорьем ребенку вне зависимости от того, по какой программе он будет учиться.
Еще один важный момент - чтение. Чем быстрее ребенок научится читать легко и свободно, тем больше удовольствия он будет получать от самого чтения. Техника и скорость чтения в классах «Эффективная начальная школа» всегда выше, чем в обычных классах.
Современные дети часто приходят в школу уже подготовленными. Они умеют читать, писать и считать. «Эффективная начальная школа» позволяет расширить уже имеющиеся знания. Изучая разные предметы, ученик в соответствии со своим возрастом осваивает способы познавательной и творческой деятельности, овладевает коммуникативными и информационными умениями.
Результаты диагностики Московского центра качества образования, проводимой в начале декабря, показывают, что уровень знаний детей, обучающихся по новой программе, выше, чем у обычных первоклассников.
Но прежде чем ждать результативности от проекта «Эффективная начальная школа», задаю себе вопрос: «А что ждут родители от учителя?» Я думаю, возможности видеть цель и не видеть препятствий; разнообразия форм, чтобы ребенку не было скучно; постоянной обратной связи; а главное - веры в успех каждого ребенка. И результат обязательно будет! Будут высокие результаты проверочных работ, призовые места в олимпиадах, рост творческих достижений обучающихся, их социальная активность. А самое главное - желание бежать на всех парах в школу и каждый урок делать невероятные для себя открытия.

Елена ЧЕРНЕНКОВА,
Валентина ВОРОНИНА,
учителя школы №1411