Еще несколько лет назад, когда в школе было два-три класса в параллели, а группы дошкольников были отдельным образовательным учреждением, говорить о возможности открыть класс для детей, которым не требуется адаптация к обучению в школе в виде целого года без оценок и домашних заданий, не приходилось. Учителя начальных классов приходили в дошкольные группы с предложением проводить занятия в подготовительной группе, но не всегда встречали отклик. Так и существовали два отдельно взятых образовательных учреждения с разными по сути образовательными целями. Познакомиться с будущими первоклассниками удавалось только на дне открытых дверей, который традиционно проводился в школе, но за один-два часа общения получалось только познакомиться. В результате ежегодно в каждом первом классе было по несколько человек, которые владели навыками самоорганизации, хорошо умели читать и считать. Как правило, через короткий промежуток времени таким детям становилось скучно, и постепенно они сливались с классом. К началу второго класса они уже ничем практически не выделялись, уровень мотивации падал до среднего по классу.
Сегодня в Москве созданы крупные образовательные комплексы, реализующие все уровни общего образования. Выстраивание эффективного образовательного процесса, дополненного большим спектром программ дополнительного образования, теперь возможно в любой образовательной организации Москвы. Сегодня в нашей школе мы имеем больше десяти классов в каждой параллели, следовательно, организовать учебный процесс, выстроить учебный план, ориентированный на различные запросы обучающихся и московских семей, стало проще, а значит, эффективнее.
Московский проект «Эффективная начальная школа» позволил выстроить для обучающихся, начинающих освоение программы начального общего образования, индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий их стартовые возможности и потребности на основе индивидуального учебного плана. У родителей появилась возможность выбора траектории обучения своего ребенка: освоить программу начального общего образования за четыре года («традиционная программа») или пройти обучение по программе ускоренного обучения за три года. Эффект при таком обучении достигается не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации учебного процесса. Благодаря этому ребята за первый год обучения успешно осваивают программу двух классов.
Работу с будущими учениками школы мы начинаем в подготовительных группах нашей большой школы. Занятия, на которых ребят знакомят с основами грамоты, обучают чтению, готовят к письму, проводят учителя начальных классов. Ребята из подготовительных групп знакомятся с обстановкой, участвуют в спортивных соревнованиях, концертах, посещают музеи, привыкают. Таким образом, к концу освоения программы дошкольного образования, при переходе в первый класс, у них не возникает проблем с адаптацией, дети уже готовы к обучению в школе, знакомы с учителями и школьными требованиями. Традиционный курс «Введение в школьную жизнь» проходит на этапе пребывания ребенка в дошкольной группе и требуется только тем детям, кто не посещал «нашу дошколку». Занятия, проводимые учителями начальных классов с дошкольниками, значительно сокращают в дальнейшем время, потраченное на «переучивание». Процесс обучения проходит более эффективно.
В процессе работы, еще на этапе дошкольного детства, к работе подключены специалисты психолого-педагогической службы образовательной организации. С детьми проводятся занятия логопеда, психолога, дефектолога. В соответствии с заключениями центральной психолого-медико-педагогической комиссии специалисты проводят групповые и индивидуальные корректирующие занятия с детьми. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на процесс обучения и снижает эмоциональное напряжение у детей при увеличении учебной нагрузки.
Для определения готовности будущего первоклассника к обучению по программе интенсивного курса проводится педагогическая диагностика по материалам Московского центра качества образования. Диагностика проводится исключительно на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей). Важным фактором для успешного обучения в классе по программе «Эффективная начальная школа» является психолого-физиологическая готовность ребенка к ускоренному обучению: основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности будущего первоклассника, готовность речевого аппарата к нормативному произношению звуков, готовность мелкой мускулатуры руки к письму, у ребенка должен быть достаточный объем словарного запаса.
Учебный план для обучающихся по программе «Эффективная начальная школа» рассчитан на освоение программы начального общего образования за три года. Изучение иностранного языка начинается с первого года обучения в школе. С учетом индивидуальных особенностей план внеурочной деятельности включает в себя занятия развивающего характера.
Требования, предъявляемые к результатам обучения, находятся под постоянным контролем администрации школы и города. Дважды в течение учебного года - в декабре и апреле - обучающиеся данного класса проходят независимую диагностику по русскому языку, математике, литературному чтению. Результаты первой диагностики, которая прошла в декабре 2018 года, показали, что все обучающиеся успешно осваивают программу ускоренного обучения.
В первый год для зачисления в класс по программе «Эффективная начальная школа» для прохождения педагогической диагностики было подано более 50 заявлений. По результатам диагностики и с учетом рекомендаций школьной психолого-педагогической службы в класс было зачислено 29 человек. У каждого обучающегося есть возможность при желании перейти в класс, в котором реализуется «традиционная» программа начального общего образования за 4 года. Для этого родителям достаточно подать заявление о переводе.
Проект «Эффективная начальная школа» - это еще одна возможность создать для обучающихся комфортные, эффективные условия для реализации их образовательного потенциала.

Венера ШИРЯЕВА,
заместитель директора школы №1370