Безусловно, существуют риски, которые могут препятствовать успешному освоению программы в ускоренном режиме. Не все дети одинаково готовы к школе. У каждого ребенка была разная интенсивность обучения. Никто не сбрасывает со счетов и физиологические особенности готовности руки к письму, темпы развития речевого аппарата, небольшой пока объем словарного запаса, недостаточное развитие памяти, внимания, мышления.
Для успешного освоения ребенком программы необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: родителя, педагога, ученика, психолого-педагогической службы. И каждый со своей стороны должен стремиться привлекать все свои силы и способности для достижения общей цели.
Активно используя ресурсы города для регулярного повышения своей квалификации (участие в клубе специалистов психолого-педагогического сопровождения в Городском психолого-педагогическом центре, посещение городских образовательно-просветительских мероприятий), наши педагоги и психологи оказывают сопровождение проекта «Эффективная начальная школа» сразу в нескольких направлениях.
Уже на дошкольной ступени воспитанники проходят этап подготовки к школе по программе «Знайка». Специалисты психолого-педагогической службы, учителя начальной школы помогают ребятам сформировать представления о школе.
Но все же поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его жизнь. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру меняет время, наполненное множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьного уклада. В этот же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Поскольку обучение идет по ускоренной программе, то и организм первоклассника работает в интенсивном режиме. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что период школьной адаптации протекает весьма активно.
Чтобы ребята быстрее преодолели этот сложный период, в первый год обучения в школе педагоги-психологи для детей проводят развивающие адаптационные занятия. Программа арт-студии «Цветной мир» показывает широкие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные трудности в общении, негативные поведенческие реакции. Посредством занятий у детей снижается тревожность, повышается самооценка, дети учатся управлять своими эмоциями, развивают память, внимание, мышление, восприятие.
Из года в год специалисты психолого-педагогической службы совместно с отрядом вожатых-старшеклассников «Дети+» проводят занятия в рамках проекта «Почта Печкина». Целью проекта является решение проблем профилактики негативных проявлений и формирование здорового поколения начиная с первого класса. В игровой и творческой форме младшие школьники знакомятся с распорядком школы и нормами поведения во время занятий, а также с правилами поведения на воде, в лесу, в городе, на дороге, соревнуются в сочинении «мирилок».
Постоянный контроль качества общения детей внутри класса, проводимый нашими педагогами-психологами в рамках различных исследований, позволяет определить, комфортно ли первокласснику в школе, какие проблемы возникают внутри каждого детского коллектива, и найти наиболее простые и быстрые пути их решения. Социомониторинг помогает увидеть неформальных лидеров класса, выявить влияние группы на отдельного ученика, определить детей, которые нуждаются во внимании и помощи взрослых. Благодаря подобной информации психолог может корректировать план развития личностных отношений в классе, помогая каждому ребенку найти в нем достойное место, проявить свои лучшие качества. Пристальное внимание уделяется профилактике конфликтных ситуаций в классе, однако если конфликты все же случаются, то скорейшее и эффективное разрешение их - первоочередная задача специалистов-психологов и педагогов.
Безусловно, учителя начальной школы должны стремиться повышать уровень своих знаний по детской психологии, знакомиться с современными исследованиями, новыми методиками и разработками специалистов. Для этого силами психолого-педагогической службы нашей школы на постоянной основе проводятся для педагогов специальные семинары, круглые столы, тренинги, мастер-классы по эффективному управлению детским коллективом.
Вопрос, как помочь первокласснику привыкнуть к школе и школьным обязанностям, становится особенно актуальным, когда родитель принимает решение отдать ребенка в проект «Эффективная начальная школа».
Для того чтобы определить, насколько комфортно ребятам учиться в первый год обучения, психолого-педагогическая служба провела во втором классе опрос среди детей, участвующих в проекте «Эффективная начальная школа». Были заданы вопросы: «Тебе нравится учиться в школе? Существуют ли трудности в школе?» Практически все дети ответили, что им очень интересно учиться, бывает нелегко, но они готовы вместе преодолевать трудности и препятствия. Для нашего педагогического коллектива это самые благодарные ответы. Значит, мы, взрослые, сделали все, чтобы помочь детям успешно пройти период адаптации. И мы можем сделать вывод, что проект «Эффективная начальная школа» - наш общий правильный выбор.

Наталья КОСТИНА, педагог-психолог школы №1411