Большую роль в подготовке детей к школе играет создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей полноценное развитие личности, воспитание познавательной мотивации, поощрение любознательности и раскрытие потенциальных способностей детей. И моя задача - создать такую образовательную среду.
Когда ребенка окружает атмосфера поддержки, любви, неподдельного интереса воспитателя ко всему окружающему и к деятельности каждого конкретного малыша, ребенок растет внутренне спокойным, уверенным в себе, не боится делать ошибки, продуктивно общается со взрослыми и сверстниками. Очень эффективно проходят занятия, где дети работают в подгруппах или в парах, это дает возможность им научиться договариваться и приходить к единому мнению, что, безусловно, важно как в игровой, так и в проектной и исследовательской деятельности.
Мы экспериментируем в нашей лаборатории «Маленький исследователь», активно участвуем в ежегодных днях науки, интерактивных выставках. В рамках совместного проекта «Маленький инженер» мы сотрудничаем с центром «Старт-ПРО» Московского городского педагогического университета. Дети занимаются в разных лабораториях: биологии, физики, химии и в конструкторском бюро. Все занятия направлены к единой цели: ребята вместе создадут модель ракеты! Этот проект настолько интересен, что достоин отдельной статьи. Здесь же замечу, что наша работа напрямую относится к проекту «Эффективная начальная школа». Я вижу, как дети в результате активной проектной и исследовательской деятельности повзрослели, стали более самостоятельными. Ребята научились решать проблемы, выдвигать гипотезы, обсуждать их, анализировать, искать правильные решения, доказывать и опровергать, делать выводы. Звучит, конечно, фантастически, ведь даже многие взрослые всего этого не умеют. Конечно, гипотезы и решения соответствуют возрасту детей, несложные выводы и наивные аргументы вызовут улыбку даже у умудренных опытом выпускников начальной школы. Но само стремление мыслить, искать, доказывать и отстаивать свою точку зрения, сравнивать и сопоставлять для детей 6-7 лет крайне важно. Эта любознательность в сочетании с хорошо развитыми воображением и фантазией и формируют тот самый познавательный интерес, который способствует возникновению у ребенка учебной мотивации самым естественным путем. А ведь именно такая, внутренняя, исходящая из его личностных потребностей мотивация позволит ребенку в скором будущем воспринимать школьные требования и успешно справляться с учебными заданиями.
Безусловно, без тесного контакта учителя и воспитателя подготовить детей к ускоренному обучению в начальной школе сложно. Поэтому такая взаимосвязь была установлена с начала учебного года. Стало привычно видеть учителей в дошкольных группах. Совместные занятия позволяют учителю увидеть плюсы и минусы в подготовке детей, а воспитателю вовремя скорректировать обучение для повышения у них образовательных результатов. Это также способствует формированию у детей высокой мотивации к обучению.
Поскольку при ускоренном обучении перевод детей во второй класс происходит с первого января, перед учителем остро встает вопрос адаптации к новому режиму и школьному обучению. Времени на нее практически нет, а это значит, адаптация должна начинаться для ребенка уже в подготовительной группе. Задача сложная, но выполнимая, если над ней работают учитель и воспитатель вместе.
Во второй половине учебного года в жизнь дошкольника мы ввели и элементы учебной деятельности для того, чтобы сформировать у детей умение внимательно слушать и выполнять инструкцию взрослого, концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаться. Для тренировки этих качеств особенно хорошо подходят зрительные и слуховые диктанты, в том числе графические, а также игры с правилами. На формирование мотивационной готовности влияют и наши с детьми экскурсии в школу, начиная со старшей группы. Где бы мы ни побывали - в кабинетах химии и биологии, библиотеке, на выставке или на школьном спектакле, - нас встречают с таким вниманием и радушием, что дети незаметно привыкают к новому образовательному пространству.
Я надеюсь, что мои подготовишки, которые уже очень скоро станут участниками проекта «Эффективная начальная школа», будут успешными учениками!

Елена ГРЕБЕНЬКОВА,
воспитатель школы №1411