Этому предшествовал большой подготовительный период. Важность этого периода состояла прежде всего в осмыслении педагогами начальных классов необходимости перехода на обучение младших школьников по полной программе общего начального образования за три года вместо четырех. Тем более что вспомнились былые времена, когда в начальной школе было трехлетнее обучение. Но как жизнь вообще, так и образование в частности не стоит на месте. Следовательно, это «забытое старое» должно быть созвучно реалиям современной системы образования.
В настоящее время большое внимание уделяется обучению детей с разными возможностями. Мы много говорим и делаем в отношении школьников с ограниченными возможностями здоровья. Это очень важно. Как значимо и то, что нужно создавать условия для детей с высокой учебно-познавательной мотивацией и готовностью к получению предметных и метапредметных компетенций, заложенных в требованиях федерального государственного стандарта начального уровня образования. Это призван как раз осуществить проект «Эффективная начальная школа», направленный, во-первых, на эффективную организацию образовательного времени, во-вторых, на интенсивное обучение по индивидуальному учебному плану, в-третьих, на то, чтобы подготовленные дети не теряли интерес к обучению, и, самое главное, на повышение образовательных результатов обучающихся.
Для успешного движения по этим направлениям необходимы соответствующие ресурсы. Проанализировав реальное положение дел в школе, мы пришли к выводу, что у нас для этого есть и кадровая, и информационная, и финансовая база. Останавливаясь на кадровых ресурсах, можно с уверенностью сказать, что в классах, в которых реализуется проект, работают высококвалифицированные учителя начальной школы, обладающие большим опытом, творческим потенциалом и огромным желанием претворять все позитивные начинания. Ими совместно с воспитателями дошкольных групп (внесу ясность: наша образовательная организация - это 3 школьных отделения и 6 дошкольных) на первом этапе реализации проекта были проведены беседы с родителями наших почемучек-дошкольников, затем состоялось общее собрание в присутствии директора школы. Встречи с родителями помогли нам установить с ними партнерские отношения и впоследствии позволили по итогам входных диагностических исследований определить два первых класса, в которых можно работать по новому образовательному проекту.
Подготовительный этап завершился после разработки педагогами «Эффективной начальной школы» (такое выражение теперь у нас в обиходе) индивидуальных учебных планов интенсивного обучения.
С этого момента прошло практически три четверти. Погружение в глубины приоритетного проекта, изучение его теоретической составляющей, а также использование самых современных методик и технологий, таких как проблемное обучение, метод проектов, основанных на учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное и успешное применение библиотеки на платформе «Московская электронная школа», - вся эта планомерная и целенаправленная работа привела к первым положительным результатам.
Что позволило нам сделать этот приятный оптимистический вывод?
Прежде всего итоги независимой диагностики образовательных результатов обучающихся, проведенной Московским центром качества образования Департамента образования и науки города Москвы в конце первого полугодия 2018-2019 учебного года, а также то обстоятельство, что 98% младших школьников, поступивших в первые классы, реализующие приоритетный проект, продолжили обучение во втором классе этого же учебного года.
Безусловно, этот факт нас очень радует, ведь приведенная сухая цифра еще подкрепляется теми зарисовками, которые возникают, когда видишь глаза преодолевших за один год два класса младших школьников. Эти глаза не по-детски серьезные, но в то же время пытливые и любознательные, а обладатели их - маленькие люди - желают познать как можно больше в предлагаемом им образовательном маршруте, и не только больше, но и как можно быстрее. Присматриваешься к таким ребятам и понимаешь значимость проекта «Эффективная начальная школа». У педагогов нашей школы возникает желание не останавливаться. Вместе с детьми познавать неизведанное в профессиональном плане, повышать свою педагогическую компетентность в этой области и идти вперед, достигать еще больших результатов вместе с теми, кого обучаем.
Считаю проект «Эффективная начальная школа» основой успеха как обучающихся, так и нашего педагогического коллектива.

Людмила ЗАБОЛОТНАЯ, директор школы №1381