Современный первоклассник отличается от ученика первого класса прошлых лет. Еще в детском саду ребенок учится читать и считать, а когда приходит в первый класс, ему приходится, по словам родителей, изучать все заново, ему становится скучно и неинтересно учиться.
В сентябре 2018 года в нашей школе открылись три класса в проекте «Эффективная начальная школа», в которые были зачислены дети, успешно прошедшие диагностику Московского центра качества образования. Школа была озадачена не только созданием комфортных условий для обучения детей, но и тем, как они проводят время во второй половине дня. Мы понимали, что для успешного интенсивного обучения детям необходимо дополнительное образование. Находиться все время в школе первоклассникам тяжело, поэтому после уроков вместе с учителями они переходят в другое здание, где могут отдохнуть и поспать. После отдыха начинаются занятия с психологом, учителями английского языка, физкультуры, танца, изобразительного искусства. Вместе с учителем ребенок может еще раз разобрать сложные задания и потренироваться в их выполнении. Завершается школьный день прогулкой на свежем воздухе.
Для успешного интенсивного обучения детей используются все возможности московского образования: сценарии уроков МЭШ, участие в образовательной программе «Город как школа». Учащиеся посещают музеи, театры, площадки ВДНХ, активно участвуют в метапредметной олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».
Вся работа в классах интенсивного обучения строится с участием родителей. Они всегда знают, чем ребенок занимается на уроках, на какие занятия ходит во второй половине дня. Родители всегда вместе с учителем во время посещений музеев, театров, экскурсий.
В декабре 2018 года Московский центр качества образования провел в первых классах, обучающихся по программе «Эффективная начальная школа», промежуточные диагностические работы. Все дети успешно справились с заданиями. Теперь они второклассники.
Наш первый опыт работы с «Эффективной начальной школой» вызвал большой интерес у родителей будущих первоклас­сников. В начале 2019 года в школе прошли заседания родительского клуба «Скоро в школу». На вопросы родителей неоднократно отвечали учителя, работающие в классах проекта, психологи и логопеды, которые проводят как индивидуальные, так и коллективные занятия с детьми.
О новых возможностях обучения родители расспрашивают не только учителей, но и воспитателей дошкольных групп, ведь работу с будущими первоклассниками мы начинаем уже там, именно в дошкольных группах можно разглядеть уникальность ребенка, его способности и наклонности.
Частыми гостями у дошкольников стали не только учителя, но и их ученики. Школьники готовят праздники и показывают спектакли малышам. Воспитанники подготовительных групп приходят в школу, где их ждут викторины, соревнования и увлекательные занятия. Так, легко и весело, происходит знакомство будущих первоклассников со школой.
Через некоторое время мы поняли, что знакомство со школой и учителями надо начинать еще раньше - в старших группах детского сада. Учителя и воспитатели уже провели несколько общих занятий в этих группах. Педагоги оценили новые возможности поиска индивидуального подхода к каждому ребенку. А родители заметили, что новые методы помогают развивать коммуникативные навыки (дети быстрее находят общий язык со сверстниками и со взрослыми) и закладывают предпосылки для успешного интенсивного обучения детей.
Работа в проекте «Эффективная начальная школа» многогранна, трудоемка, нелегка. Но она позволяет показать единство дошкольного и начального образования, их преемственность. Взаимодействие учителей начальной школы и воспитателей помогает по-новому взглянуть на систему дошкольного и начального обучения. Значит, проект «Эффективная начальная школа» - это абсолютно новый взгляд на начальное образование, рывок в будущее. Работать стало интереснее, тем более когда учащиеся радуют высокими результатами. В конце учебного года наши теперь уже второклассники будут выполнять итоговую диагностическую работу. И мы верим, что они прекрасно справятся со всеми заданиями.

Нина ОВЧИННИКОВА, директор школы №1411;
Лариса КОСЯКОВА, учитель школы №1411