Вовлечение работодателей в развитие системы образования дает серьезный результат - экономика получает максимально эффективный кадровый ресурс.
Политехнический колледж имени П.А.Овчинникова входит в учебно-производственное объединение «Авиационно-космическое машиностроение» и готовит кадры для промышленности Москвы по таким профессиям и специальностям, как «оператор станков с ЧПУ», «станочник (металлообработка)», «мастер слесарных работ», «монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования».
Именно эти выпускники впоследствии становятся рабочими кадрами предприятий космической отрасли.
Эта область деятельности позволила нашей стране занять лидирующие позиции в ряде высокотехнологичных направлений. С самого начала космической эры эта отрасль была и остается предметом нашей общенациональной гордости. Сегодня космическая деятельность становится неотъемлемой частью экономического и военно-политического развития России, важнейшим ресурсом государственного прогресса.
Индустриальный партнер колледжа - АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева». С момента основания предприятие занимает исключительно важное место в государственной стратегии индустриального развития страны. История Центра Хруничева началась 30 апреля 1916 года со строительства в Москве завода для серийного производства первых отечественных легковых автомобилей.
До начала и в период Великой Отечественной войны заводом было освоено 19 типов и наименований самолетов различного назначения конструкции А.Н.Туполева, В.М.Петлякова, С.В.Ильюшина и других советских разработчиков - от самолета-разведчика АНТ-3 и пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 до «летающей крепости» - дальнего бомбардировщика Ту-4.
Осенью 1941 года завод №22 имени С.П.Горбунова, а именно так он официально назывался до войны, эвакуировался в Казань, перевезя туда 65% своего состава и оборудования. На московской производственной площадке формируются мастерские по ремонту самолетов с фронта, а также организуется серийное производство бомбардировщиков различных модификаций.
В 1951 году при заводе создается ОКБ-23 под руководством В.М.Мясищева с задачей разработки и производства стратегического бомбардировщика М-4, а затем 3М, которые с дозаправкой в воздухе на долгие годы стали основной ударной группировкой дальней стратегической авиации - одной из составляющих отечественной ядерной триады. Был разработан стратегический бомбардировщик дальнего действия М-50, однако, несмотря на блестящие характеристики, не был запущен в серию в связи с переориентацией оборонной стратегии страны на ракетное вооружение.
С начала 60‑х годов завод становится головным предприятием по изготовлению и постановке на боевое дежурство ракет типа УР‑100, разработанных конструкторским коллективом. В 60-70‑х годах эти ракеты составили основу надежного ядерного щита СССР.
С 1962 года на предприятии началось создание мощной ракеты-носителя УР-500, получившей название «Протон». На долгие годы ракета-носитель «Протон» стала основой космической транспортной системы России. За время эксплуатации состоялось 418 пусков ракет-носителей «Протон» всех модификаций.
Начиная с середины 1960‑х годов в цехах предприятия изготовлено около 60 различных модулей (включая опытные образцы) орбитальных станций, в том числе все оте­чественные орбитальные станции («Алмаз», «Салют», «Мир»), тяжелые транспортные корабли снабжения, трехместные возвращаемые аппараты. Логическим продолжением работ по созданию орбитальных станций стало участие Центра Хруничева в строительстве и техническом обслуживании модулей Международной космической станции. Центр Хруничева разработал, изготовил и вывел на орбиту с помощью ракеты-носителя «Протон-К» первый модуль МКС - функциональный грузовой блок «Заря», в 2000 г. - служебный модуль «Звезда». В настоящее время компания совместно с РКК «Энергия» создает для МКС многоцелевой лабораторный модуль «Наука».
В конце 1990‑х годов одним из направлений деятельности предприятия стало создание космических систем на базе малых космических аппаратов связи и дистанционного зондирования Земли нового поколения. Центр Хруничева разработал и изготовил первый российский космический аппарат ДЗЗ «Монитор-Э», который был успешно запущен на орбиту с помощью ракеты «Рокот» в августе 2005 года. В рамках программы обновления российской орбитальной группировки гражданского назначения предприятие разработало и изготовило несколько малых космических аппаратов связи серии «Экспресс-МД».
Во многом успешной работе предприятия способствовало объединение в 1993 г. распоряжением Президента РФ Машиностроительного завода имени М.В.Хруничева (в 1993 г. переименован в Ракетно-космический завод) и КБ «Салют» в единую компанию - всемирно известный сегодня Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева.
В начале 2000‑х годов коллективом предприятия была создана первая российская конверсионная ракета-носитель «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ», предназначенная для выведения космических аппаратов массой до двух тонн на низкие околоземные орбиты.
В 2007-2011 годах в рамках государственной стратегии развития ракетно-космической промышленности Центр Хруничева был реорганизован в крупную вертикально интегрированную научно-производственную структуру с производственными площадками в Москве и в других городах России. В настоящее время в состав Центра Хруничева входят предприятия московской площадки - Ракетно-космический завод, конструкторское бюро «Салют», а также филиалы в Омске, Усть-Катаве, Воронеже, Коврове, Королеве.
Важнейшее достижение ГКНПЦ имени М.В.Хруничева последних лет - создание новейших космических ракетных комплексов с перспективными ракетами-носителями «Ангара» различной грузоподъемности. Ввод в эксплуатацию КРК «Ангара» на космодроме Плесецк и КРК «Амур» на космодроме Восточный позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос.
Новое время требует от предприятий космической отрасли высококлассных рабочих, конструкторов и инженеров, способных справиться с большими планами развития отрасли, с планами покорения дальнего космоса и нового витка освоения космического пространства.
Мы видим залог нашего эффективного сотрудничества в четко выстроенной системе взаимодействия, которая охватывает весь образовательный цикл, начиная с этапа профориентационной работы с будущими абитуриентами и завершая курсами повышения квалификации и переподготовки работников центра.
В российской экономике сегодня существует порядка 450 профессий, о многих из которых среднестатистический школьник либо вообще не знает, либо знает очень поверхностно. Информированность его родителей, бабушек и дедушек, которые могут повлиять на его профессиональный выбор, также часто опирается на личный жизненный опыт либо на подчас устаревшие и не соответствующие действительности данные. Решением этой проблемы становится совместная профориентационная работа школ и колледжей с привлечением наших предприятий-партнеров.
Современные образовательные стандарты позволяют колледжу разрабатывать образовательные программы среднего профессионального образования, а также программы дополнительного профессионального образования с учетом современных требований отрасли. Роль предприятия-партнера в этом вопросе - это роль соразработчика, эксперта. Представители центра, являющиеся фактически заказчиками кадров, дают предложения по максимальному приближению навыков и компетенций выпускника к требованиям работодателя. Еще одним плюсом взаимодействия с нашими партнерами является возможность для педагогов и мастеров колледжа регулярно проходить стажировки в цехах предприятия-партнера с целью ознакомления с новыми технологиями и оборудованием.
Участие наших партнеров в образовательном процессе не ограничивается методической поддержкой. Мы вместе формируем учебную мотивацию ребят, приглашая на встречи с ними работников центра и приезжая на предприятие. Общение с мастером, который расскажет, как превращают грубые куски металла в ювелирно обработанные элементы ракеты, и начальником сборочного цеха, который объяснит структуру космического объекта, дает возможность студентам погрузиться в ритм профессиональной жизни, прикоснуться к тем направлениям, которыми сегодня живет российский космос. А главное - позволяют каждому сформировать для себя модель успешного профессионального развития.
При реализации программ среднего профессионального образования важнейшим блоком является практическая часть, в ходе которой происходит комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по выбранной профессии или специальности, формируются общие и профессиональные компетенции, приобретаются необходимые умения и опыт практической работы по профессии.
Направляя на практику на предприятие студента, мы разрабатываем и согласовываем с коллегами не только программу и содержание практики, но и планируемые результаты, оценочный материал прохождения практики. И, как показывает опыт, успешность прохождения практики на предприятиях напрямую зависит от кадрового менеджмента.
Грамотный наставник из числа высококвалифицированных работников, рабочее место, оснащенное современным оборудованием, доброжелательная атмосфера и готовность растить кадры являются составляющими нашего взаимодействия с партнерами.
Еще одной возможностью формировать практико-ориентированную образовательную среду является участие представителей центра в процедуре итоговой аттестации. Работа в Государственной экзаменационной комиссии позволяет не только экспертно оценить готовность выпускника к работе на современном предприятии, но и сформировать банк данных о потенциальных работниках. В рамках движения WorldSkills при проведении демонстрационного экзамена представители работодателей получают возможность стать независимыми сертифицированными экспертами, производить оценку компетенций выпускника в соответствии со стандартами WorldSkills Russia.
Кроме того, опыт АО «ГКНПЦ имени М.В.Хруничева» в подготовке участников национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills Hi-Tech доказывает важность непрерывного профессионального и чемпионатного развития, способствует формированию учебной мотивации к образованию через всю жизнь.
Большинству наших студентов предстоит после окончания обучения проходить службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Возвращаясь из армии, они знают, что в колледже работает центр содействия трудоустройству, в котором можно получить информацию о свободных рабочих местах у наших партнеров. Вместе с кадровой службой АО «ГКНПЦ имени М.В.Хруничева» мы отслеживаем процесс социальной, психологической и профессиональной адаптации выпускников в трудовом коллективе, предоставляем возможность уже в качестве работников одного из крупнейших предприятий Роскосмоса приходить в колледж для встреч со студентами и будущими абитуриентами, которым только предстоит выбрать свою дорогу к космосу.

Наталья ЕРЕМИНА, директор Политехнического колледжа имени П.А.Овчинникова;
Екатерина ЛЕОНТЬЕВА, ведущий специалист пресс-службы ГКНПЦ имени М.В.Хруничева