Сегодня, в ХХI веке, далекие миры стали ближе, особенно для наших детей. Конструкторы, робототехника, виртуальные лаборатории дают возможность прикоснуться к тайнам Вселенной, а кому-то - помочь в выборе будущей профессии.
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? Как помочь ему найти ответы на бесконечные вопросы? Возраст почемучек самый замечательный у детей. Их любознательность является благодатной почвой для расширения кругозора. Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно формируется активная творческая личность, способная получить представление об окружающем мире - от растущего рядом деревца до космических глубин.
Приобщение учащихся к знаниям о Вселенной, об освоении человеком космического пространства, о значении проводимых там исследований для жизни людей на Земле в нашей школе осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий. Наиболее привлекают детей экскурсии в интерактивные музеи «Экспериментаниум», «Зазеркалье», «Станция «Марс». Здесь в увлекательной форме можно изучить явления окружающего мира, поучаствовать в проведении опытов. Волшебный мир превращений, где все шумит, приводится в движение, оставляет яркий след в душе юного исследователя.
Традиционным стало в школе проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню космонавтики. Учащиеся школы принимают участие в викторинах, конкурсах рисунков и поделок, встречаются с интересными людьми.
Недавно ребятам нашей школы представилась возможность пообщаться с Александром Калери, космонавтом России №73, Героем Российской Федерации, летчиком-космонавтом Российской Федерации, который стал первым, кому было присвоено это звание. За плечами Александра Юрьевича 5 полетов на орбиту, общая продолжительность которых составила 769 суток 6 часов 34 минуты 56 секунд, из них 23 часа 35 минут он находился в открытом космосе. Он работал и на орбитальной станции «Мир», и на МКС.
Несмотря на сегодняшний плотный график работы, Александр Юрьевич нашел время ответить на интересующие ребят вопросы.
- Александр Юрьевич, мечтали ли вы в детстве быть космонавтом или это произошло случайно?
- Уверен: о космосе мечтал всегда. В моем детстве вся детвора играла в Гагарина и Титова и хотела полететь в космос. Это была и моя мечта. Только я не знал, как ее осуществить. В наше время, я думаю, мечтать об этом было проще. Нас воспитывали так, что всегда была какая-то уверенность: было бы желание - и практически все возможно. А о каких-то препятствиях типа здоровья и прочего тогда даже не задумывались. Были уверены, что все достижимо. Сейчас я понимаю, что это не так.
- Было ли вам страшно, когда отправлялись в первый полет? О чем думали?
- Мысли перед стартом были о том, чтобы все шло по плану, чтобы ракета оторвалась от старта и никто не мог бы уже остановить нас. Я для себя выстроил такие образы и аналогии. До первого полета подготовка - период эмбрионального развития: закладываются основные системы организма. Первый старт - рождение специалиста, первый полет - его детство и постепенное взросление, но до взрослого очень далеко. Как правило, в первый раз космонавт летит с опытным напарником, который для него наставник, отец, брат, воспитатель. Есть за кого спрятаться и спросить совета.
- Александр Юрьевич, а в чем заключается работа космо­навта?
- Конечно, космонавты не сидят сложа руки. Мы обслуживаем станцию, делаем мелкий ремонт, устанавливаем новую аппаратуру, проводим эксперименты - медицинские, биологические, в области совершенствования космических технологий. Ведем геофизические наблюдения. Американские астронавты работают по своей программе примерно того же направления.
- Космонавты на орбите только работают или есть какие-нибудь развлечения?
- В свободное время занимаемся всем понемножку, к чему душа лежит: читаем, фотографируем Землю, хозяйствуем, иногда фильмы смотрим. Общаемся с родными, сейчас есть такая возможность.
- Александр Юрьевич, как выглядит наша страна из космоса? Видно ли Москву?
- Вид России из космоса впечатляющий! Очень красива наша столица. В Москве, кстати, очень хорошо видна Останкинская башня, достаточно в бинокль посмотреть. Привлекательна Манежная площадь, там такой специфический красный цвет. На горизонте видно Питер… таким заревом. Но, к сожалению, как за Урал улетаешь, картина немного другая, мрачноватая.
- Какое самое яркое и запоминающееся событие произошло у вас в космосе?
- Событий было много. Я радовался, когда, несмотря на нарушения в системе охлаждения скафандра, обнаружившиеся уже за пределами корабля, все-таки удалось выполнить большую часть запланированных работ. Мы ликовали, когда вовремя загрузили «грузовик» перед отстыковкой и своевременно подготовили корабль к спуску. А ведь сложности и сомнения при этом были, и немалые. Но, пожалуй, самые радостные моменты - это общение с близкими по телефону, особенно с сынишкой.
- А как же можно общаться из космоса? По мобильному телефону?
- Мобильник с собой брать не разрешают, да и смысла в нем нет никакого. До ближайшей сотовой станции сотни километров. МКС - это современное высокотехнологичное сооружение. Сейчас наши средства коммуникации позволяют нам соединять космонавтов и с домашними, и с друзьями, у них есть специальные телефоны. На борту есть Интернет, даже что-то похожее на e-mail. На борт постоянно передают подборку новостей, а интересную информацию можно найти в Интернете.
- Что вас поразило, когда вы вышли в открытый космос?
- Первый выход был интересен тем, что он первый. Мы только вышли на Солнце, Земля еще не была освещена, и за люком, кроме выходного устройства, ничего не было видно. Одна чернота. Бесконечно глубокая. Я вглядывался, пытался рассмотреть хоть какую-то деталь. Хотелось определить глубину этого пространства, но ее не было. Тогда я понял смысл слова «бездна».
- Александр Юрьевич! А хотели бы вы прожить всю жизнь в космосе, если бы была такая возможность?
- Полет в космос - это очень интересно, у меня это было мечтой, целью. Но так, чтобы потом не вернуться на Землю, это глупо. Надо вернуться на Землю и рассказать. Вот я летал в космос и сейчас вам рассказываю.
- Что вы пожелаете нынешнему поколению мальчишек и девчонок?
- Нынешнему поколению мальчишек и девчонок желаю найти себя, понять, кто ты, зачем ты и реализоваться в этой жизни. Хотелось бы, чтобы помнили, что большие дела в одиночку, как правило, не делаются. Сейчас не время одиночек, поэтому важно уметь жить и работать в коллективе. И не забывать о таких ценностях, как дружба и добрые отношения.

Ирина ВЕРКЕЕНКО, учитель школы-интерната №102;
Людмила СВИРИДОВА, воспитатель школы-интерната №102