Уникальные возможности для каждого
В настоящее время в Москве разработано большое количество программ, позволяющих объединить усилия вузов, школ и учреждений культуры в направлении их совместной работы по обучению и воспитанию современной молодежи, открывая безграничные возможности для раскрытия творческого потенциала и проектной деятельности. Участие в таких проектах позволяет детям освоить навыки исследовательской деятельности, способствует развитию познавательных интересов, помогает выявить и раскрыть их способности. К числу таких проектов, объединяющих работу различных ведомств столицы и хорошо зарекомендовавших себя в образовательном пространстве города, относятся, например, «Университетские субботы», «Урок в Москве». С сентября 2017 года в Москве стартовал еще один уникальный межведомственный образовательный проект - «Московский экскурсовод», в котором вместе успешно трудятся многие школы, учреждения профессионального образования и культуры столицы. В этом году и учащиеся школы №1411 влились в дружные и творческие ряды горожан, неравнодушных к истории и современности родной страны.

Освоение новой и интересной профессии
В рамках работы над проектом дети знакомятся с азами профессиональной деятельности в новой для них сфере, обучаются методике проведения экскурсий в музеях и исторических местах города. Школьники узнают, как разрабатывать маршруты, использовать новейшие технологии в сфере туризма, знакомятся с техниками привлечения и удержания внимания собеседника. Проект рассчитан на один год, в течение которого ребята проходят обучение на различных площадках города и готовятся выдержать финальное испытание в виде проведения самостоятельной экскурсии в одном из музеев Москвы.
Следует отметить, что ученики нашей школы не новички в этом деле. Учитель истории вовлек детей в собственный проект «Познавательное путешествие по Москве», в рамках которого ребята разрабатывали свои маршруты, проводили по ним занятия для школьников среднего звена. Каждое занятие завершалось квест-игрой, самостоятельно подготовленной учениками и включающей в себя объекты изученного маршрута.
Обучение школьников в рамках проекта «Московский экскурсовод» состоит из двух этапов.
Первый этап - получение теоретических знаний в ходе специальных занятий на различных площадках города. Специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России ознакомили детей с особенностями работы в экстремальных условиях и дали возможность попрактиковаться в совершенствовании навыков оказания первой помощи пострадавшим. Ребята узнали, как важно владеть своим поведением в незнакомой ситуации, и приобрели знания, необходимые для самоконтроля. Сотрудники музея «Садовое кольцо» рассказали о значимых аспектах профессии экскурсовода и продемонстрировали учащимся технику составления и проведения экскурсий. Преподаватели Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина ознакомили детей с особенностями речевого этикета и внешнего вида будущих экскурсоводов. На занятиях в институте ребята обсуждали вопросы вербального и невербального общения представителей данной профессии, а также паралингвистические особенности этикетного поведения. Все это важный аспект освоения деятельности будущих специалистов данного направления.
Второй этап - практическое приложение полученных знаний.
По окончании теоретического обучения ребята определились с выбором музея, в котором они будут проходить дальнейшую стажировку и готовиться к демонстрационному экзамену, который пройдет в апреле 2019 года.
В проекте «Московский экскурсовод» представлены сразу четыре группы учащихся нашей школы. Выбором ребят стали Государственный литературный музей А.С.Пушкина, Дом Н.В.Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека. Две группы выбрали Мемориальный музей космонавтики.

Мы выбираем космос
Выбор Мемориального музея космонавтики был не случайным. Школа №1411 сотрудничает с Музеем космонавтики с 2014 года. Наши учителя имеют возможность проводить уроки прямо в залах, среди уникальных экспонатов, что, безусловно, способствует появлению у детей искреннего и стойкого интереса к исследователям космоса - людям, обладающим поистине огромным мужеством, а также к космической отрасли в целом.
Для многих учеников знакомство с музеем началось с очень интересной экскурсии, которая охватила практически все экспозиции. Школьники с увлечением слушали старшего научного сотрудника Музея космонавтики Дмитрия Еременко, человека, имеющего непосредственное отношение к процедуре подготовки космонавтов. Ребятам рассказали о требованиях к будущим космонавтам, о подготовке людей к длительной экспедиции на орбитальную станцию, о тяжелых тренировках на борту самолета-лаборатории в условиях кратковременной невесомости, о специальном парашютном тренинге, о медико-биологической работе. Узнали дети и о том, как проходит послеполетная реабилитация космонавтов.
Увлечение наших школьников космонавтикой вскоре вышло за рамки единственного музея. Ребята захотели узнать больше и побывали в Мемориальном доме-музее академика С.П.Королева, где собраны материалы о его личной жизни, семье и дружбе со знаменитыми космонавтами, о работе, об увлечениях и, конечно же, о самых значительных изобретениях, вошедших в историю космонавтики. Старшеклассники подготовили и провели экскурсии на английском языке по Дому-музею С.П.Королева.

Проект набирает обороты
Работа над проектом идет полным ходом. Уже определены темы экскурсий, ребята оттачивают свое мастерство на семинарах в выбранных музеях, стремятся качественно и информативно подготовиться к финальной части реализации проекта - проведению собственной экскурсии по одной из экспозиций. Будущие экскурсоводы уже понимают, что секрет мастерства состоит не только в отличном знании материала, но и в умении верно оценить возраст, эрудированность и запросы аудитории и, опираясь на это, выбрать формат и временные рамки, стратегию и вербальное оформление своего выступления.
Заведующая отделом научной популяризации Музея космонавтики и один из кураторов проекта «Московский экскурсовод» Ирина Гундорова считает, что проект призван помочь раскрыть таланты детей, помочь им в дальнейшей социализации, расширении кругозора, умении четко и ясно излагать материал, заинтересовать людей.
Проект действительно понравился детям.
- Я ознакомилась с проектом «Московский экскурсовод» в начале этого года, - рассказывает ученица 11‑го «В» класса школы №1411 Александра Урсатий. - Нам рассказали о проекте в школе, и мы с ребятами решили в нем поучаствовать. Идея обучиться новой и интересной профессии меня очень заинтересовала. В настоящее время я учусь в гуманитарном классе, и таким предметам, как русский язык, история, литература, уделяется большое внимание. А данная профессия позволяет применить полученные знания на практике. Я много раз бывала в различных музеях, где проводились экскурсии. Сейчас мне хочется оказаться по другую сторону, побыть сотрудником музея и самой провести экскурсию. Уверена, что все полученные знания и опыт участия в проекте мне пригодятся в будущем. Хочу выразить благодарность всем организаторам и сотрудникам музея, в котором мы будем проводить экскурсии.
- Для меня проект «Московский экскурсовод», - говорит ученица 8‑го «Г» класса Анастасия Жук, - необычный и интересный опыт, который помогает понять некоторые секреты профессии экскурсовода, способствует расширению кругозора в области истории и культуры нашей страны. Мы узнаем много интересных фактов о том, как бережно и тщательно отбираются музейные экспонаты для выставок, как аккуратно они потом хранятся. Это вызывает определенный трепет и гордость за наследие нашей страны.
Итогом работы в проекте станет демонстрационный экзамен, во время которого школьники проведут свои собственные экскурсии по выбранной ими теме. Хочется пожелать всем участникам проекта успешной защиты своих экскурсий и массы приятных впечатлений от участия в проекте!

Владимир БАХАРЕВ, Наталья СЕРЕГИНА, учителя английского языка школы №1411;
Наталья ШЕВЧЕНКО, учитель истории и обществознания школы №1411