Уникальность современных детей состоит в том, что, имея в руках смартфон, они едва ли обратятся к толстому тому какой-либо энциклопедии, ведь любая информация под рукой. Такая ситуация требует изменения подходов в образовании и воспитании. Образовательный процесс не обязательно должен проходить за партой в классе. Например, урок можно провести в мобильном планетарии. Необычная подача информации поможет усвоить материал гораздо быстрее и эффективнее.
Одна из основных задач работы планетария - формирование научного мировоззрения, расширение кругозора у детей разного возраста и развитие их творческого потенциала.
Школа №1411 использует мобильный планетарий с начала 2018‑2019 учебного года. Мы проводим занятия, охватывая ауди­торию всего комплекса. Разработаны различные варианты игровых и образовательных квестов. Планетарий уже посетили классы начальной и основной школы, группы дошкольного отделения.
В планетарии широко используются новые формы работы. Это прежде всего интеллектуальные игры для учащихся всех возрастов. Самым маленьким предназначена игра-квест «Полеты в космос»: дети совершают увлекательное путешествие в космическое пространство, решают головоломки, ситуационные задачи и получают проблемные задания, отвечают на вопросы занимательной викторины, тем самым расширяя свой кругозор, формируя коммуникативные навыки.
Учащимся среднего и старшего школьного возраста предназначена игра «Звездный час». Игра построена таким образом, что вызывает живой интерес не только у непосредственных участников, но и у зрителей, прежде всего за счет максимального использования возможностей планетария: спецэффекты, видеоряд, музыка, игра со зрителями, интерактивная 3D-карта звездного неба. Самым старшим школьникам предлагаются метапредметные игры «Терраформирование» и «Колонизация Солнечной системы».
Наглядность и гибкость форм занятий в планетарии смогли заинтересовать наших школьников, превратить их из пассивных слушателей в активных участников творческого процесса. Занятия в новом формате значительно повышают эффективность учебного процесса, более того, расширяют возможности и перспективы развития внеурочной деятельности.
Мобильный планетарий дал мощный импульс для развития творчества детей. Учащиеся принимают участие в школьных конкурсах космических рисунков, поделок, фотографий, литературных произведений и медиасочинений.
Для детей разработаны модули обучения, включающие в себя изучение космоса. Как это работает на практике? Перед посещением планетария классный руководитель или учитель-предметник открывает картотеку и заказывает интересующую его тему в рамках выбранного модуля. На данный момент совместно с детьми активно разрабатываются модули подводного мира, биологии, геологии и истории. Занятие продолжается 20‑30 минут, но за это время благодаря эффекту погружения ребенок работает интенсивнее и продуктивнее, чем на обычном уроке в классе. Что важно: координируют исследования в планетарии заранее подготовленные учителями учащиеся-экскурсоводы.
Кроме того, планетарий мотивирует детей на использование образовательных возможностей города - Музея космонавтики, павильона «Космос» на ВДНХ. К Дню космонавтики в комплексе запланировано проведение космического фестиваля «Время первых», в котором одну их ключевых ролей будет играть наш мобильный планетарий.
Мы лишь в начале нового и интересного пути. Кто знает, что нам готовит завтрашний день. Быть может, именно наш планетарий откроет новую звезду космонавтики или даже целое созвездие астрономов. Мы всегда рады видеть юных мечтателей и первооткрывателей, будущих Циолковских, Королевых и Гагариных у себя в гостях.

Лариса ПОДЛЕСНАЯ, учитель начальных классов школы №1411;
Андрей СЕМЕНОВ, учитель истории школы №1411