Тема космоса своей загадочностью и непонятностью привлекает человека с самого детства, вызывает интерес, будит воображение.
Из чего состоят звезды и планеты? Почему Луна меняет внешний вид? Что такое комета? Почему звезды «падают»? Эти и другие вопросы вызывают у детей живой интерес.
Само понятие космоса для дошкольников сложное, поэтому задача педагога, не увлекаясь сложной терминологией, сделать знакомство с космической темой понятным и интересным. Для этого наиболее подходит проектная деятельность, благодаря которой дети являются активными участниками познавательного процесса. Метод проекта пронизывает все виды детской деятельности - игровую, познавательную, речевую, даже театрализованную. Например, ознакомление с окружающим миром - «Таинственный космос», рисунок на космическую тематику, отражение фантастических сюжетов в игре, театрализованная постановка «Полет в космос».
Для осуществления проекта мы подобрали книги на космическую тематику, иллюстрации, фотографии космонавтов, модели космических кораблей.
Знакомство мы начали с того, что детям ближе и понятнее. Ребята узнали, что наше Солнце - это ближайшая к нашей планете звезда, а другие звезды находятся на очень больших расстояниях и потому кажутся маленькими. Дети стараются с помощью родителей собрать информацию о Солнечной системе и планетах, которые являются нашими соседями, определить, что такое комета, метеоры и метеориты. Впечатления о Галактике отражают в изобразительной деятельности. Дошкольники рисовали планеты Солнечной системы, космонавтов, мастерили поделки, лепили ракеты, спутники, луноходы.
Детям стало интересно, откуда берутся знания о космосе, о тех объектах, которые находятся от нас так далеко. И на эти вопросы мы вместе находим ответы. Тема освоения космоса очень увлекательна и интересна. Оказывается, первыми «космонавтами» были собаки Белка и Стрелка! С чувством гордости ребята узнали, что первым человеком, полетевшим в космос, стал наш соотечественник Юрий Гагарин. Его полет длился 108 минут. А сейчас космонавты проводят в космосе много месяцев. Это уже не один корабль, а целая космическая станция, на которой наблюдают за космическими объектами, проводят эксперименты, исследования. На эту тему в нашей группе оформлена подборка иллюстраций, ребята собрали модель космической станции из лего-конструктора.
Вопрос, которым задаются и дети, и взрослые: есть ли жизнь на других планетах? Ученые ищут ответ на этот вопрос, а мы можем просто пофантазировать, и поможет нам в этом сюжетно-ролевая игра. При подготовке к игре «Путешествие на космическом корабле» мы использовали книгу космонавта Е.Леонова «Выхожу в космос». Каждый отдельный рассказ этой замечательной книги служил сюжетом для игры. Так мы смогли воплотить в игре подготовку космонавта к полету, прибытие его на космодром, старт и собственно полет. Из рассказов космонавта мы узнали, как человек чувствует себя в невесомости, как питается в полете и еще много интересного. Во время «космического путешествия» вели наблюдения и делали зарисовки. Дети узнали много нового. Например, что ближайшими к нам планетами являются Венера и Марс, что есть планеты-гиганты, такие как Юпитер, есть планета с «кольцами» - Сатурн. В результате увлекательного путешествия сделали вывод: в Солнечной системе только одна планета, на которой живут люди и животные, растут деревья и цветут цветы. Это наша родная, любимая и красивая планета Земля. И люди обязаны относиться к ней очень бережно!
В процессе обсуждения с ребятами темы «Космос» был собран интересный материал: книги об освоении космоса, энциклопедия о космосе, рисунки, поделки, сувениры. И мы оформили мини-музей «Расскажи нам, космос, о себе». Посетителями нашего музея стали дети всех групп, которым мы с удовольствием рассказываем о космосе.

Людмила ЯРАЛОВА,
воспитатель школы №950