В этом проекте участвуют дети, которые хотят и могут интенсивно учиться, которые успешно усвоили программу дошкольного образования, имеют высокую психологическую и психофизиологическую готовность к школьному обучению.
Опыт школы «Свиблово» показал, что обучающиеся по программе «Эффективная начальная школа» характеризуются высокими когнитивными показателями и развитыми коммуникативными способностями.
Эти дети готовы к предполагаемым нагрузкам, они имеют достаточный запас общеучебных навыков, физиологически и психологически готовы к обучению и, находясь в постоянной активной деятельности, получают возможность более эффективно подойти к следующей ступени образования. Интенсивность и индивидуализация процесса дают детям возможность уже в начальной школе начать думать о своей будущей профессии, траектории своего дальнейшего образования.
В процессе обучения учащиеся этих классов активно взаимодействуют между собой, с учителем, тьютором, с педагогами-предметниками, педагогами дополнительного образования, получают поддержку взрослых и возможность выражать свои взгляды, идеи большой и малой аудитории, уже с первых шагов учатся азам дискуссии, доказывать свою точку зрения. Это способствует развитию множества коммуникативных сценариев взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Дети в комфортной, психологически безопасной среде получают опыт совладания с фрустрационными явлениями, что в свою очередь способствует формированию социально адаптированной личности.
На основе естественного для данного возраста соревновательного мотива под наблюдением опытных педагогов, в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса у большинства детей формируется адекватный уровень притязаний, последовательно формируется самооценка.
Для более эффективной работы с детьми в группах и индивидуально мы проводим диагностику детей, в том числе исследуем особенности модальности восприятия (визуальное, аудиальное, кинестетическое), а также исследуем особенности межполушарного взаимодействия. По результатам исследования дети распределяются по группам, и учителя создают индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка. Это деление позволяет учителю и обучающемуся максимально комфортно адаптироваться к образовательной среде и двигаться по образовательной траектории в своем темпе и в соответствии со своими возможностями.
Проект «Эффективная начальная школа» способствует развитию как непосредственного (поддерживаемого эффектом новизны, общим позитивным эмоциональным настроем), так и опосредованного запоминания учебного материала. У учащихся по интенсивной программе обучения уже к концу первого года обучения наблюдается более высокий уровень волевой саморегуляции в сравнении с обучающимися по программе «1‑4».
А там, где есть волевой компонент, умение сосредоточиться на важном материале, активно развиваются все свойства внимания и памяти.
Регулярные мониторинги позволили зафиксировать стабильно высокий уровень учебной мотивации не только на первом году обучения, но и далее.
Проект благодаря своей открытости для участников образовательного процесса позволяет внедрить наиболее эффективные инновации, что, несомненно, способствует наиболее полному развитию индивидуальности и индивидуальных способностей обучающихся в начальной школе.

Вероника ДЕМИНА,
педагог-психолог школы «Свиблово»