Такие возможности развития инфраструктуры начального образования школы «Свиблово» мы получили в связи приобретением астрономического класса. Астрономический класс представляет собой обустроенный кабинет с планетарным куполом и местом для теоретических и практических занятий.
Актуальность проблемы формирования естественно-научных астрономических представлений у обучающихся начального уровня образования определяется потребностью общества в дальнейшем изучении и освоении космического околоземного пространства, в подготовке специалистов в области астрономии и астрофизики и отсутствием в теории и практике обучения современной школы учебной дисциплины «Астрономия» на тех этапах образования, на которых формируется познавательный интерес и происходит первоначальная профориентация.
Когда ученик знакомится с понятиями естественно-научных знаний, он поднимается к более высокому уровню осмысления своей жизни и человеческой вообще, в планетарном масштабе. И это способствует полноценному и многостороннему развитию личности. В основе решения обозначенной проблемы заложена идея о необходимости своевременного удовлетворения естественной любознательности детей через знакомство с элементами астрономии на различных уровнях доступности, что, несомненно, должно способствовать формированию научных представлений школьников об окружающем мире, воспитанию интереса к процессу познания природы.
Как же мы создали современную образовательную среду с использованием астрономического класса на начальном уровне образования?
Мы рассмотрели возможность предпрофессионального образования, междисциплинарного обучения, создания лабораторно-исследовательских проектов, расширения дополнительных образовательных программ в системе дополнительного образования. Начальный уровень образования является базой и фундаментом для построения в средней и старшей школе прочной базы научного образования в различных областях знаний.
Мы проанализировали программу предмета «Окружающий мир» по УМК «Школа XXI века» и обнаружили, как представлены астрономические модули в каждой параллели с 1‑го по 4‑й класс. Детям даются только общие представления о космосе, небесных телах и явлениях. Поэтому мы решили расширить знания детей через развивающие занятия «Юный астроном». Мы соотнесли это расширение с программой предмета «Окружающий мир». Открытие кружка «Моя Вселенная» в системе дополнительного образования позволило детям углубиться в познание не только строения космоса, но и его проблем.
Мы организовали экскурсии в Музей космонавтики, Московский планетарий, организовали общешкольный проект «Наш космос», приняли участие в исследовательских проектах, конкурсах и олимпиадах Москвы. Такая образовательная деятельность дает возможность формирования у учащихся инженерно-технического мышления. Думая о реализации проекта «Эффективная начальная школа», мы сумели развить образовательную инфраструктуру всего начального уровня образования.
Начальное образование в нашей школе дает возможность каждому ребенку пробовать себя в различных местах действия и проигрывать разные роли. Формирование у школьников ключевых компетенций (учебно-познавательных, коммуникативных, информационных) происходит не только при изучении учебных предметов, но и через организацию мест пробного действия. Именно таким эффективным местом пробного действия является наш астрономический класс.

Марина ПОПОВА,
учитель окружающего мира, молодой специалист школы «Свиблово»