В современном мире уже не найдется человека, который бы не знал о конструкторе LEGO. Дети всего мира обожают и с удовольствием играют в эти яркие и красочные детские конструкторы. Но, может, LEGO - это не только детская игрушка?
В этой статье я хочу поделиться опытом работы с конструкторами LEGO на уроках математики.
Ни для кого не секрет, что сейчас в школах активно используют конструкторы LEGO во внеурочной деятельности, и наши учителя не исключение. Наборы LEGO Duplo Education используются на уроках робототехники для учащихся 1‑го и 2‑го классов. Дети постарше начинают узнавать основы программирования на конструкторах LEGO WeDo в 3‑м и 4‑м классах. Но вы скажете, что это все во внеурочной деятельности. А можно ли использовать LEGO непосредственно в урочной деятельности? Конечно, можно, и даже нужно!
Мы начали использовать LEGO на уроках математики в проекте «Эффективная начальная школа» с использования наборов Education MoreToMath вместо счетных палочек учили детей ориентироваться в пространстве, определяя положение - лево-право, верх-низ, сравнивали числа, наглядно могли решать задачи на состав числа следующим образом: восемь - это пять зеленых и три красных кубика, четыре синих и четыре фиолетовых, два оранжевых и шесть бежевых.
Дальше с усложнением программы усложнялись и наши задания. Мы выполняли краткие записи к задачам. «У озера сидели пять уток (делаем уток из конструктора), две утки улетели (убираем две утки)» - и дети наглядно видят, что уток осталось три. Решение записываем в тетрадь, выкладываем геометрические фигуры на плоскости: круг, треугольник, квадрат - и проводим в них ось симметрии, делаем задания на умножение и деление, и через наглядность дети понимают и находят часть числа.
По моему опыту работы, дети часто испытывают сложности в освоении таких тем, как периметр и площадь фигур. Но не в этот раз, так как мы выкладывали из деталей LEGO периметр фигуры и дети наглядно видели, что периметр - это край фигур; а потом мы выкладывали другие фигуры, заполненные внутри «квадратиками» LEGO, и дети поняли, почему площадь фигур измеряют в квадратах и чем площадь отличается от периметра. Также на уроках мы выполняли задания на построение объемных фигур по образцу и учились считать количество кубиков, необходимых нам для построения этих фигур.
Ограничений по использованию LEGO на уроках математики нет, задания ученики легко придумывают и сами.
Такие уроки у нас всегда проходят увлекательно, все дети с удовольствием занимаются, и я сразу могла видеть, понимает ребенок задание или нет, и корректировать процесс обучения по мере необходимости, потому что мне не надо было собирать тетради учеников, а я сразу могла оценить «плато» с выполненными заданиями.
Конструкторы LEGO развивают у детей образное, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику рук, умение сравнивать объекты и делать выводы о сравнении, развивают творческие способности, учат бережному отношению к оборудованию.
Дети часто на уроках работают в парах и группах, поэтому наборы LEGO помогают развивать у детей коммуникативные и креативные компетенции. Также использование конструкторов LEGO развивает критическое мышление и повышает мотивацию учащихся к обучению. Конструкторы LEGO - это современное средство и инновационный способ обучения на начальном уровне образования.

Мария ИВАНОВА,
учитель начальных классов школы «Свиблово»