Для родителей эффективность школы кроется в ответе на простой вопрос: «Хотел бы я учиться в такой школе, хочу ли я, чтобы в этой школе учился мой ребенок?» Для учителя - как сделать урок качественным и эффективным, как изменить содержание образования на начальном уровне, чтобы за три года ребенок освоил федеральные государственные образовательные стандарты на уровне «ученик научится» и «ученик сможет научиться». Раскрывая сущность понятия «эффективная школа», необходимо в первую очередь ориентироваться на раскрытие содержания образования на начальном уровне образования в условиях непрерывного роста объема знаний в мире и стоящих прорывных задачах по обеспечению образовательного лидерства страны на мировой арене.
Классическое представление о начальной, средней и старшей школе претерпело ряд существенных изменений. Школа как один из приоритетных национальных проектов должна в первую очередь реализоваться как особый проект по исполнению порученных ей дополнительных полномочий и ответственности по образованию человека, который будет успешен и востребован в ближайшем будущем. Архитектура открытого образовательного пространства заставила развернуться в сторону индивидуальной образовательной траектории, вариативности и разноуровневости образования, преемственности всех образовательных уровней без вычленения, какой уровень важнее. Уже на начальном уровне образования формируются такие важные качества личности, как ответственность, самостоятельность, инициативность, которые необходимы в будущей жизни при выборе профессии.
Содержание образования прекратило свое существование в парадигме единственной и неизменной основной части учебного плана, трудно найти московскую школу, которая не расширяет учебный план внеурочной деятельностью или не задействует в обучении социокультурные ресурсы города в обеспечении открытого образовательного пространства.
Как начальная школа выступает в поддержку результативности средней и старшей школы? Эффективность начального уровня образования напрямую связана с понятием управления качеством образования. Что мы вкладываем в понятие инновационного управления качеством образования? На наш взгляд, это полисистемная работа с образовательными вызовами времени, которая адаптируется под интересы детей. Основная идея, заложенная в ФГОС, - это индивидуализация. Обеспечение прорывного освоения ФГОС и ликвидации кадрового дефицита в специалистах, владеющих приемами индивидуализации, - актуальная и срочная задача всех уровней образования. Решить эту задачу можно только за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких вариативных образовательных программ, программ индивидуальных образовательных маршрутов. В проекте «Эффективная начальная школа» мы работаем над созданием разноуровневых индивидуальных образовательных маршрутов по овладению предметными областями. Все дети разные по способностям, по развитию познавательной сферы, по темпу работы. В урочной и во внеурочной деятельности в проекте «Эффективная начальная школа» для каждого ученика разработан индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с его способностями.
«Эффективная начальная школа» предлагает обучение в пределах трехлетней учебной программы начального образования для учеников, в полном объеме успешно освоивших курс дошкольного обучения. Школа «Свиблово» реализует этот проект в течение двух лет. Проект позволяет развернуть обучение на начальном уровне образования в индивидуализацию и вариативность предлагаемых образовательных программ. Реализация такого проекта предполагает ответственную работу с кадрами и обеспечение преемственности с дошкольным, основным и средним уровнями образования. Необходимо не только уметь подхватить таких детей на следующем образовательном уровне, но и не растерять взятую скорость. Насколько успешной окажется данная образовательная инициатива, покажет время. Со своей стороны, мы верим, что мы на правильном пути!
Особо хочу подчеркнуть, что школе действительно поручено сейчас много дополнительных полномочий и ответственности. Консолидация ресурсов, кадрового потенциала, педагогических идей и технологий необходима как никогда на всех уровнях образования. Именно школьные успехи детей определят тех, кто сможет сделать Россию лучшей версией самой себя.

Зинаида СТРОЧКОВА, заместитель директора школы «Свиблово»