В период проведения семинара в столице собрались представители более 50 субъектов Российской Федерации. Всего в семинаре приняли участие свыше 300 человек. Среди них специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющей государственное управление в сфере образования, представители федеральных стажировочных площадок, руководители образовательных организаций общего и профессионального образования, реализующих программы изучения русского языка, специалисты образовательных организаций дополнительного образования, осуществляющих деятельность по направлению повышения кадрового потенциала педагогических работников, региональные тьюторы, члены предметных ассоциаций учителей русского языка и литературы, специалисты научных организаций, издательств учебной литературы.
Соорганизаторами семинара далеко не случайно выступили Московский центр развития кадрового потенциала образования, Единая независимая ассоциация педагогов города Москвы, Общественная палата города Москвы, школа №1251 имени генерала Шарля де Голля. Ведь столичная система образования, ее достижения в значительной степени обязаны в том числе учителям русского языка и литературы. Именно они создают в наших образовательных организациях атмосферу творчества, новаторства и постоянного поиска способов качественного преподавания русского языка. Русский язык - это не только фактор серьезного образовательного и интеллектуального потенциала наших детей, но и та тема, от которой зависит, и в значительной степени, судьба нашего российского общества и государства. Поэтому вопросы качества преподавания русского языка являются как бы адекватной конструкцией, своеобразным каркасом обучения. Любой преподаватель-нефилолог, находясь внутри своего предмета и будучи удаленным от русского языка как предмета, использует его для погружения школьника в мир математики, физики, формируя универсальные знания, развивая мыслительные процессы, речь и память. Именно из этих позиций исходит Москва, выстраивая работу по повышению кадрового потенциала образования.
Двухдневный семинар был разнообразным как с точки зрения содержания, так и с точки зрения предложенных форм работы. В ходе реализации программы семинара в рамках круглых столов участники обсудили результаты мероприятий по развитию кадрового потенциала преподавателей русского языка, осуществленных федеральными стажировочными площадками в 2018 году.
Ведущие специалисты профессионального сообщества, эксперты в сфере преподавания русского языка и развития кадрового потенциала педагогов выступили на пленарном заседании с докладами о стратегических задачах развития и поддержки русского языка, актуальных проблемах его преподавания. О московских достижениях рассказали директора столичных школ.
В.В.Кириченко, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России», директор школы №1520 имени Капцовых, отметила:
- На семинаре я представила опыт нашей школы по формированию словарной культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности. При этом очевидно, что формирование словарной культуры - это задача не только учителей русского и иностранных языков. Это задача, которая стоит перед всем педагогическим сообществом в каждой школе. Это мое самое глубокое убеждение! В наше время школьнику как никогда нужен словарь, потому что дети живут в условиях перенасыщения информацией и требуется некий авторитетный ориентир, чтобы не запутаться.
В свою очередь Т.Е.Сычева, директор школы №1799, сказала:
- Семинар сподвигнул меня задаться вопросом: «Директор школы - словесник. Что это значит?» Директор-словесник обязательно хорошо владеет речью сам и исподволь подталкивает к культуре речи или, как раньше говорили, к соблюдению единого речевого режима весь педагогический коллектив. Надо сказать, что владение речью - это широкое понятие. Директор-словесник в своем арсенале имеет различные средства воздействия на аудиторию. Его речь, как правило, такова, что ей хочется верить, за ней хочется идти. Директор-словесник по определению директор-лидер.
Своими впечатлениями поделилась М.С.Бриткевич, директор многопрофильной школы №1374:
- Семинар дал возможность погрузиться в современные речевые практики. Прежде всего мне удалось представить опыт нашей московской многопрофильной школы. Мы работаем прежде всего с использованием социокультурной среды города. А центральное направление работы - предпрофессиональное. Наша школа не случайно называется многопрофильной, так как мы стремимся удовлетворить интересы всех ребят. Какие же речевые практики оказываются особенно востребованными в нашей школе? Игровая практика, музейная практика, театральная практика, библиотечная практика, журналистская практика, педагогическая практика и производственная практика. Все они направлены в том числе на формирование важнейшей в современном мире компетенции - коммуникативной.
Во второй день программы на базе школы №1251 имени генерала Шарля де Голля прошла практико-ориентированная сессия, направленная на раскрытие проблематики преподавания нового предмета в школе - русского языка как родного. По словам Т.В.Кравец, директора школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, «московская школа оказывается главным хранителем и транслятором ценностей: город - московская семья - местное сообщество. Общегородские проекты московского образования, в которых школа №1251 принимает активное участие, предоставляют россыпь возможностей для всех участников образовательного процесса. Поэтому закономерно, что местом проведения всероссийского семинара была выбрана именно наша школа. Изменения, происходящие в российской экономике, ориентируют построение образовательного процесса на формирование у обучающихся новых навыков, таких как работа с людьми, владение несколькими языками, меж­отраслевая коммуникация, которые важны для специалистов самых разных профессий. Надеемся, что новый курс русского родного языка окажет нам неоценимую помощь в формировании востребованных в современном мире компетенций, создаст общекультурное пространство, основанное на ценностном подходе к образованию. К таким выводам мы пришли в ходе двухдневной работы семинара».
Очень продуктивной была видеоконференция с членами ассоциаций учителей-предметников субъектов Российской Федерации. На связь с участниками семинара вышел Ульяновск (И.А.Григорченко, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», учитель русского языка и литературы МБОУ «Мариинская гимназия», и ведущие специалисты ОГАУ «Институт развития образования») и Алтайский край (О.М.Крайник, к. п. н., начальник учебно-методического управления АГУ, и И.О.Филиппова, учитель русского языка и литературы школы №59).
Кроме того, была реализована насыщенная программа мастер-классов, встреч с авторами учебников. Были рассмотрены актуальные предложения издательств «Учебная литература», «Российский учебник», «Русское слово», «Экзамен», «Интеллект-центр» по учебно-методическому обеспечению процесса преподавания русского родного языка.
Семинар в значительной мере показал Москву как город, имеющий единое образовательное пространство преподавания русского языка. К работе семинара подключились все центральные городские учреждения столицы. Так, в рамках одного из мастер-классов успешно прошла презентация возможностей сервиса «Мои-достижения.рф» для повышения качества преподавания филологических дисциплин в школе. Начальник управления развития информационных технологий и образовательного потенциала МЦКО Б.Л.Легостаев рассмотрел важнейший компонент современного образования - формирование культуры самооценивания. Созданный в московской системе образования инструмент автоматизированной самооценки позволяет не только быстро получить актуальный уровень прохождения тех или иных тем в курсе русского языка и литературы, но и так же оперативно провести коррекционную работу.
В последнее время частью сервиса стали подготовленные видеоматериалы, позволяющие школьникам проанализировать допущенные ошибки и учесть рекомендации от ведущих специалистов. И как подтверждение слово взяла С.Н.Колосова, ведущий эксперт МЦРКПО, показавшая один из видеороликов по теме «Комплексный анализ стихотворения». По завершении мастер-класса специалисты ответили на вопросы заинтересованной аудитории. Большим открытием для регионов было то, что сервис абсолютно бесплатный и что все желающие могут воспользоваться им.
Начатый Т.В.Кравец в первый день семинара разговор о проектах московского образования, которые прочно прописались и связывают воедино абсолютное большинство вопросов обучения и воспитания московских школьников, продолжил во второй день старший методист по русскому языку и литературе ГМЦ В.В.Федоров. Специалист предложил региональным представителям активное участие в следующих проектах: олимпиада для четвероклассников, обучающихся по адаптированным учебным общеобразовательным программам, «Урок в Москве», «Один день в музее», «Юбилейный урок», «Интерактивный диктант», фестиваль «Мир слова», включающий конкурс диктантов, конкурс сочинений «Имя буквы», конкурс каллиграфии «Образ буквы».
Как считает И.В.Иванова, руководитель проектов Центра дополнительного образования АО «Академия «Просвещение», «МЭШ и РЭШ предлагают на сегодняшний день неоценимую помощь учителю русского языка и литературы, являются неотъемлемой частью его методического портфеля». Именно этому был посвящен мастер-класс московского учителя Н.А.Василевской. На практике было представлено, что РЭШ - это интерактивные уроки по всему школьному курсу русского языка с 1‑го по 11‑й класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребенка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Но РЭШ достаточно статичная система в отличие от МЭШ, которая предполагает возможность редактирования, улучшения «чужого» сценария, то есть работу со сценарием коллег в нужном направлении.
Чем же для учителей столицы является проект МЭШ? В первую очередь это удобный инструмент, дающий учителю возможность внедрения в повседневную практику огромных образовательных возможностей, связанных с использованием библиотеки, которая включает тысячи сценариев, созданных московскими учителями, электронных пособий, интер­активных заданий, приложений, атомиков и тестов. Учитель может воспользоваться любым сценарием библиотеки, доработать его согласно образовательным потребностям его класса; учитель может творить сам, создавать новый контент, реализовывать те педагогические задачи, которые перед ним стоят. Кроме того, МЭШ - возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.
По словам Р.А.Дощинского, начальника отдела социально-гуманитарного образования МЦРКПО, члена Совета по русскому языку при Президенте РФ, «участие в семинаре было полезно как представителям органов исполнительной власти, региональных центров повышения квалификации, так и учителям-практикам. Состоялся профессиональный диалог коллег из разных субъектов РФ. Семинар стал той площадкой, на которой объединились значимые ресурсы, проекты, до этого считавшиеся во многом достоянием лишь отдельных регионов. В рамках семинара охвачены многие аспекты преподавания русского языка, особенно аспекты преподавания нового предмета - русского родного языка. Разноформатное общение профессионалов помогло выработать ряд актуальных предложений для Министерства просвещения РФ по совершенствованию системы поддержки русского языка - языка межнационального общения, языка возможностей для многих профессиональных сообществ, языка личностного роста любого русскоговорящего человека, проживающего на территории нашей страны и за ее пределами».
В целом московский опыт получил высокую оценку коллег из разных регионов, признан успешным со стороны профессионального сообщества. Столичные педагоги обменялись контактами со своими единомышленниками из других субъектов, школы навели мосты дружбы, серьезного межрегионального взаимодействия по вопросам преподавания русского языка. Особенно важно, что по итогам семинара были сформированы замечания и предложения, которые, без сомнения, будут услышаны и приняты к сведению ответственными органами. В частности, прозвучали предложения четко дифференцировать ключевые понятия (язык образования, язык обучения и язык изучения), структурировать нормативную правовую документацию о введении родного (русского) языка и родной (русской) литературы, уточнить формулировку, касающуюся выбора родного языка для изучения («в пределах возможностей, предоставляемых системой образования»), а также разъяснить вопрос права преподавания нового предмета. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации С.А.Пилипенко поблагодарил участников семинара за подготовленные рекомендации.

Мария ЛАЗУТОВА,
председатель комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты
города Москвы