Великие ученые, изобретатели, инженеры и исследователи, от Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона до Константина Циолковского, Сергея Королева, Юрия Гагарина смогли продвинуть человечество на пути реального освоения космического пространства. Первые искусственные спутники, героические животные, такие как собака Лайка, которой член союза писателей России Владимир Запрягаев посвятил замечательные строки:
Она над планетой летела,
Пожертвовав честно собой,
И ради науки сгорела,
Оставшись навеки звездой, - были, как сказал первый астронавт на Луне Нил Армстронг, маленькими шажками для человека, но огромными для человечества.
Новый виток школьной астрономии стал катализатором для запуска многих направлений работы, включая новые идеи проектов обучающихся. В учебном плане уроки астрономии расположились в 11‑м классе и стали увлекательным путешествием в «науку о законах звезд» (от греч. - звезда, μ - закон). Преподавание астрономии ведется с использованием ин­терактивных технологий, в том числе ресурсов Московской электронной школы, наглядными анимированными презентациями и материалами, практическими работами с картой подвижного неба в виртуальном планетарии Stellarium.
Благодаря применяемым методам и современным образовательным технологиям всего за несколько месяцев после введения астрономии как обязательного предмета, нам удалось достичь неплохих результатов во Всероссийской олимпиаде школьников, одиннадцать учеников 11‑го класса приняли участие в муниципальном этапе по результатам школьного тура. Для нас это хороший показатель.
Астрономия должна быть увлекательным миром знаний о космосе и нашем месте в нем, о будущем человечества, о современных загадках и задачах, которые необходимо решить. Для этого содержание обучения педагоги дополняют новостями из мира космических исследований, деятельности Роскосмоса, NASA, SpaceX и других корпораций. О самых последних миссиях по освоению ближнего и дальнего космоса, например, марсианской миссии InSight и эксперименте по запуску к МКС и возврату обратно на землю космического корабля Crew Dragon.
Сами ученики стали инициаторами создания принципиально новых наглядных пособий и исследовательских инструментов, благодаря появлению в начале учебного года в школе 3D-принтеров и преподаванию технологий 3D-моделирования и прототипирования. Космос и астрономия стали темами нескольких проектов для ребят средней школы.
Ученик 11‑го класса, Кулаев И., увидев, что подвижную карту звездного неба можно и нужно модернизировать, сделать более удобной, решил разработать новый эргономичный и долговечный концепт в среде Fusion 360.
Ученик 10‑го класса, Алибеков Р., присутствовал на лекционном занятии о звездах и создал модель Солнца «в разрезе», показывающую происходящие в недрах нашей звезды термоядерные реакции.
Ученица 10‑го класса, Аббасова С., разработала динамическую модель, которая способна наглядно показать смену фаз Луны. Прямо в эти минуты ее компоненты распечатываются на 3D-принтере и станут хорошим исследовательским инструментом при изучении планеты Земля и ее спутника, так как ученица предложила для своей модели ряд практических задач, которые помогут в интерактивной форме узнать и запомнить периодические изменения освещенности Луны.
Космический зонд «Вояджер-1» в 1990 году, отдалившись от родной планеты на 40 астрономических единиц (6 млрд км), сделал фотографию, на которой виднеется маленькая голубая точка. Карл Саган тогда написал об этой фотографии: «Взгляните еще раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней». Так и мы, в нашем доме, - школе №305, - представляющей одну из многих точек на карте московского образования, но являющейся целой планетой со своими традициями, направлением развития и истинным предназначением, движемся по бескрайним просторам инноваций навстречу светлому будущему, подобно нашему бессменному кумиру Юрию Гагарину, когда-то устремившемуся в бескрайнее небо и ставшему первым человеком в космическом пространстве.

Виктор ТАРАПАТА,
учитель физики и астрономии школы №305