Андрей ГАЛИЕВ, вице-президент корпорации «Российский учебник»:
- Идеи Министерства просвещения относительно изменения порядка экспертизы учебников нужно воспринимать в комплексе. Помимо квалификационных характеристик речь идет о том, чтобы ограничить ее проведение единственной организацией, уполномоченной на это самим министерством. Хотя сейчас экспертизу могут проводить несколько вполне уважаемых организаций, включая Российскую академию наук и Российскую академию образования. Мы считаем, что задуманная централизация создает для нашей системы образования дополнительные риски: возникает эффект «узкого горла», а ответственность, вопреки ожиданиям, скорее размывается - ответственность сильного бренда разменивается на множество персональных ответственностей экспертов. Соблюдение любых квалификационных требований крупной структурой всегда легче обеспечить, нежели их соблюдение каждым отдельным человеком.

Вадим МУРАНОВ, учитель физики «Школы радости», Люберцы, Московская область, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009:
- Учебник - это продукт для определенной целевой аудитории. И более чем странно, что в экспертизе этого продукта совершенно не участвуют те, кто будет им пользоваться. Это похоже на экспертизу качества слесарных инструментов, которую осуществляют медики или повара. Я считаю, что в экспертизе школьных учебников должны принимать участие учителя, которые будут по ним работать, и ученики, которые будут по ним учиться. Это учителя - победители региональных и федеральных конкурсов педагогического мастерства, учителя, к чьему мнению прислушиваются их коллеги. Это учащиеся - победители региональных и всероссийских олимпиад и конкурсов, научно-практических конференций, ученики, имеющие активную жизненную позицию. То есть основным критерием отбора экспертов должна быть непосредственная каждодневная работа с учебниками.
Но важнее всего, на мой взгляд, не то, как именно написан учебник, а каково его предметное содержание, которое по всем основным школьным предметам остро нуждается в коренном пересмотре. Давно пора прекратить мелкие доработки учебников и формально вносить якобы современные задания. Это не меняет главного - того, чему действительно стоит учить в школе. А давать надо прежде всего практику, учить реальной жизни, а не нелепым абстрактным задачкам. Нужно объяснять принципы работы механизмов, аппаратов, устройств и приборов, с которыми дети сталкиваются непосредственно в своей жизни, а не заставлять их заучивать абстрактные формулы.

Александр ГОЛУБНИК, учитель информатики, член Совета молодых педагогов Карелии, Петрозаводск:
- Эксперт должен отработать в школе хотя бы пять лет, иметь ученую степень, опубликованные научные статьи, опыт научно-исследовательской деятельности. Самое главное - эксперт должен быть независимым от мнения государства, знать современных детей, их особенности, интересы. Желательно, конечно, чтобы это был кандидат или доктор педагогических наук, так как такие эксперты больше разбираются в современном образовании. Учебники по информатике сейчас, на мой взгляд, не догоняют IT-отрасль. Считаю, что они должны обновляться каждый год. Здесь речь идет и о практических заданиях на компьютере. Если посмотреть описание подобных заданий, то станет ясно, что разработаны они под устаревшую операционную систему. Задания примитивные и неинтересные для нынешних школьников, которые с детства сидят за компьютером.

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования Череповца, Вологодская область:
- В учебнике важно все: содержание, подача и оформление. А потому, на мой взгляд, в первую очередь к экспертизе учебников нужно привлекать педагогов-практиков. Тех, кто работает в школах.

Татьяна СЕРГЕЕВА, учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
- Практически все современные учебники скучны, излишне теоретизированы, написаны канцелярским языком, содержат примеры, не относящиеся к реальной жизни. Поэтому я считаю, что учебники должны составлять и проводить их экспертизу не ученые, а учителя-практики с опытом работы не менее 10 лет. Мое предложение: организовать группы таких учителей по двум параметрам. Первый: лидерство по итогам независимого анонимного голосования учеников. Такое голосование можно провести, например, на интернет-сайтах институтов развития образования в каждом регионе. Второй параметр: высокий уровень учебных результатов подопечных этих педагогов. Современные дистанционные технологии позволят сделать творческие группы составителей учебников межрегиональными. Привлечь ученых к экспертизе новых учебников нужно, но их голос не должен быть решающим, а только совещательным. Школьный учебник не должен быть прообразом вузовского!

Алексей БУТУСОВ, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область:
- Среди экспертов, отбирающих учебники для Федерального перечня, обязательно должны быть специалисты, имеющие опыт работы в школе. На мой взгляд, одна из проблем современного образования в том, что далеко не все составители стандартов, учебных программ и учебно-методических комплексов понимают нюансы педагогического процесса. Первые свои методические разработки я составлял, еще будучи студентом, это были рабочие тетради к учебнику русского языка, развивающие творчество и воображение школьников. Мне казалось, что я составил очень хорошее пособие, и мои преподаватели тогда оценили разработку высоко. Каково же было мое удивление, когда, придя работать в школу, я понял, что разработка вообще не пошла! Сейчас открываю те рабочие тетради исключительно для того, чтобы снисходительно улыбнуться. Наверное, будет хорошо, если среди экспертов найдутся бывшие школьные учителя, преподававшие свой предмет по разным УМК и умеющие их сравнивать, анализировать, делать выводы. Почему бывшие, потому что работающим учителям на это просто не хватит ни времени, ни сил.

Виктория КОПЫЛОВА, вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение»:
- Поскольку мы говорим про современный учебник, важно участие в экспертизе как опытных учителей, так и молодых педагогов. Для гармоничной подачи значимо соблюдение пропорции в педагогических и научных специалистах. Ученые исследуют содержание учебника на предмет фактологических ошибок или неточностей, на соответствие его последним достижениям в науке. Очень полезна будет родительская экспертиза. Было бы хорошо вернуться и к практике указания фамилий и должностей рецензентов.