- Первый год был непростым для всех, но особенно сложно пришлось детям, которые из практически домашних условий детского сада попали в огромный лицей, тяжело проходила адаптация, - рассказывает директор лицея Наталья Сергеевна Погорелова. - Нам повезло, что нашлись энтузиасты-педагоги, готовые и умеющие работать с такими детьми.
..Пожалуй, главный человек, от которого зависит судьба этих восьми малышей, - это Ольга Морозкина. Ольга Геннадьевна, когда у нее родилась дочь с ДЦП, практически полностью поменяла свою судьбу - ушла из престижной гимназии, где работала с одаренными детьми, и всерьез занялась проблемами детей, имеющих ментальные нарушения.
У этих детей свой отсек на первом этаже, но они не изолированы от других лицеистов, ведь им приходится ходить в столовую, в спортзал на уроки физкультуры, в музыкальный класс.
- Мы поначалу опасались, что родители здоровых детей воспримут нашу инициативу в штыки, - говорит директор, - но за все это время никто не пожаловался, не стал возмущаться, наоборот, наших детей зовут на мероприятия в другие классы, да, на первых порах дети оглядывались на ребят ОВЗ, они ведь и внешне отличаются, но потом привыкли. Кто-то может поздороваться и сказать, как его зовут, но большинство не могут произнести ни слова.
…У психолога Надежды Михальчук своя история: молодая красивая женщина, владелица салона красоты, пришла сюда, чтобы помочь сыну своего мужа - симпатичному десятилетнему мальчику Кириллу. Кирилл - аутист, благодаря занятиям с Надеждой и другими специалистами лицея он понемногу стал общаться со взрослыми и детьми, однако главная его привязанность - Надежда, мальчик от нее в буквальном смысле слова не отходит.
- Главная цель нашей работы - максимально возможная степень социализации ребят, - включается в разговор директор лицея Наталья Погорелова. - Мы в первую очередь стараемся подготовить детей к жизни в обществе, чтобы эта жизнь их не пугала, чтобы объекты окружающего мира были им знакомы и по возможности доступны в понимании благодаря нашим усилиям. Как оказалось, лучше всего к жизни готовит общение. Совместные мероприятия, по словам Ольги Геннадьевны, мощная терапия не только для детей, но и для их родителей. Родители, у которых родился больной ребенок, оказываются в ситуации крайнего стресса, им не хватает знаний, как помочь ребенку, они обижены на судьбу.
- Родителям зачастую необходима не меньшая психологическая помощь, чем детям, - говорит Ольга Морозкина. - Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без тесного взаимодействия с родителями. Вся наша работа направлена на то, чтобы родители перестали быть пассивными наблюдателями, а стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Хотелось бы, чтобы родители особых детей были подготовленными: знали особенности своих детей, умели соотносить свои желания и представления с реальными возможностями детей. В реальности это не так. Приходится объяснять, что роль родителей в образовании, воспитании и социализации детей с ОВЗ велика прежде всего потому, что процесс воспитания в семье более естественен, чем в образовательном учреждении. Но при этом нельзя забывать, что в семейном воспитании допускается немало ошибок. Именно поэтому родителям необходимы дополнительные знания в области психологии, педагогики. Учителя, психолог и педагог-дефектолог лицея помогают не только ребенку, но и всем членам семьи. Для этого мы консультируем родителей по всем возникающим у них вопросам.
- Сегодня в лицее организовано два класса для детей с ОВЗ, где обучается уже 21 ребенок. Коллектив наших детей чрезвычайно неоднороден: дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, - рассказывает директор лицея. - У большинства детей сложные нарушения развития, у всех нарушения интеллекта разной степени тяжести. Кроме того, есть проблемы в эмоциональной сфере, нарушения способности к общению, трудности в усвоении социальных навыков, не все ученики способны понимать обращенную к ним речь.
Мы обратили внимание: пока в небольшой группе идет занятие, другая часть детей общается с воспитателем в соседней комнате. Педагоги, работающие с особыми детьми, тоже особенные - терпеливые, внимательные, а главное - милосердные. Несмотря на все сложности, группы для детей с ОВЗ успешно работают. Опыт работы лицея с особыми детьми уже три года.
- Наш вариант обучения, - говорит Ольга Геннадьевна, - это инклюзия и интеграция детей в образовательное пространство общеобразовательной школы, это реальный действенный индивидуальный подход к каждому ребенку, организованный согласно его потребностям и возможностям.
По словам директора Натальи Сергеевны, с начала этого учебного года лицей стал площадкой для организации психолого-педагогической практики студентов магистратуры кафедры психологии Южного федерального университета.