Анастасия Степановна - человек уникальный. Она сумела увлечь музейной поисковой работой практически всех, кто учится в шестой школе.
- В каждом классе с 3‑го по 11‑й созданы поисковые экспедиционные отряды и лекторские группы, которые проводят экскурсии по музею, а также выезжают с лекциями в другие школы и детские сады, - рассказывает директор школы Людмила Васильевна Бондаренко. - Сфера их интересов обширна - от истории города, Великой Отечественной войны до реалий современного дня. Есть в музее экспонаты, касающиеся ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, собрана богатейшая информация о тех, кто воевал в Афганистане и Чечне. Не случайно наши ребята заняли первое место в краеведческом конкурсе исследовательских работ.
…Анастасия Степановна о каждом из своих экспонатов может рассказывать часами. Когда мы зашли к ней в музей, она была чем-то опечалена, но, когда стала говорить о поисковой работе, лицо ее заискрилось улыбкой.
- Знаете, - говорит Анастасия Степановна, - однажды полковник Ракетных войск РФ Михаил Щуцкий после посещения музея школы №6 «Память поколений» сделал запись в книге отзывов: «Большое спасибо! Дай Бог вам силы продолжать это дело, важное для младших поколений; память и чувство Родины, ощущение корней дают силы и верный ориентир в жизни».
Учитывая то, что делают все, кто причастен к работе музея, это сказано не для красного словца. По словам заместителя директора школы Юлии Масловой, степень участия школьников в создании музея и в дальнейшей его работе огромна. Основную часть работы музея выполняют школьный клуб «Прометей», совет музея, лекторская группа и экспедиционные отряды. Ими проделано много поисково-собирательной работы. Экспонаты музея - это более 1700 подлинных предметов, письменных источников, документов, фотографий и материалов, имеющих историческую ценность и отражающих историю народного образования Батайска и школы №6, историю колхоза «Красный партизан», улиц, пионерской и комсомольской организаций, школы в период Великой Отечественной войны. Это рассказы об участии жителей города в военных конфликтах и ликвидациях экологических катастроф. Это предметы народного быта и культуры горожан. В результате совместной работы школьного музея и жителей микрорайона написана история самой школы №6, которая вошла в книгу «Летопись образования города Батайска». В школе установлены мемориальные доски выпускникам школы: четырехкратному чемпиону СССР по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону мира и двукратному серебряному призеру Олимпийских игр Николаю Яковенко и погибшим при выполнении воинского долга в Чеченской Республике Александру Ли, Александру Жадану и Александру Камянскому.
Активисты клуба «Прометей», которым тоже руководит Анастасия Ерошенко, а также экспедиционные отряды с 3‑го по 8‑й класс стали авторами экспозиции музея под открытым небом - Стены памяти и славы, посвященной подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны. Более 130 имен, фотографий и фронтовых историй участников той войны увековечены в школьном мемориале. Стена была открыта осенью 2017 года и стала своеобразным итогом 20‑летней работы музея. А уже через год, в сентябре 2018 года, в школе №6 была открыта новая экспозиция Стены памяти и славы. По словам Анастасии Ерошенко, этот мемориал - итог девятилетней поисковой работы актива клуба «Прометей». Для новой экспозиции ребята собрали сведения о воевавших в Афганистане и Чечне земляках, работали в школьном музее, встречались с семьями героев, выступали с исследованиями на городской конференции «Отечество», региональном конкурсе «Хранители воинской славы».
Одна из форм культурно-образовательной деятельности музея - музейная экскурсия. Как правило, это мультимедийные проекты, которые сочетают и рассказ, и виртуальный показ. Это уже достижение членов лекторской группы школьного музея. В каждой их экскурсии не просто информация, скажем, о больших битвах или о различных родах войск, о подвигах и наградах, в них обязателен рассказ об участии земляков в этих битвах, а иногда, и это очень важно, истории дедов и прадедов учеников и учителей школы №6.
Заседания клуба «Прометей» проходят на базе школьного музея. И ни одно из них не прошло без участия гостей - жителей Батайска. Кстати, каждый экспедиционный отряд с 3‑го по 11‑й класс имеет своего подшефного ветерана.
Можно без преувеличения сказать, что служение музейному делу стало главным для большинства учеников, а также их родителей. А музейная педагогика стала базовой в организации учебно-воспитательной работы всей школы №6, позволив осуществить нетрадиционный подход к образованию. Основывается он на интересе детей к исследовательской деятельности. Воспитание в музее и музеем позволяет сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учеников, раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала, предоставляет каждому ребенку возможность попробовать свои силы, самореализоваться, почувствовать свою нужность. Тут можно сложный материал объяснить на простых, а главное - наглядных примерах, тут можно организовать интересные уроки и внеклас­сные занятия. Став центром ученического самоуправления и организатором детского историко-патриотического движения, школьный музей, по сути, взял на себя функции, которые раньше выполняли пионерские и комсомольские организации. «Дети общаются с людьми разных поколений, профессий, интересов, воспринимают их опыт и нравственные ценности, учатся умению преодолевать трудности, добиваться поставленных целей, любви к Родине, близким. У них воспитывается чувство гордости за прошлые поколения», - говорит замдиректора школы Юлия Маслова. Наверное, именно поэтому члены клуба «Прометей» являются неоднократными участниками и победителями региональных конференций и конкурсов исследовательских работ.
Продолжением работы, направленной на патриотическое воспитание школьников, стал проект «Парта героя». Такую парту в школе №6 установили 22 февраля. На учебном столе размещена информация об Александре Камянском, выпускнике школы, погибшем при выполнении воинского долга в Чечне 21 апреля 2002 года, награжденном посмертно орденом Мужества. Право сидеть за такой партой получают ученики, имеющие успехи в учебе, победы в спортивных соревнованиях, участвующие в волонтерских делах.
…Людмила Васильевна и ее команда убеждены, что школе для опоры воспитания сегодня нужна соцсфера, и ее площадки можно создавать в классах, рекреациях и под открытым небом на школьной территории.