Ситуация успеха

Эта школа знает один из главных секретов успешности - удовлетворять запросы своих учеников по максимуму. Это стало возможным благодаря работе школьников в группах. Именно такая организация работы дает возможность ребятам выбрать свой индивидуальный маршрут.

- Изначально мы должны были ответить на вопрос: для чего мы занимаемся профильным обучением? Для повышения уровня компетенций по предметам конкретного направления или для выполнения основной миссии школы - формирование готовности к профессиональному и личностному самоопределению? Конечной целью профильного обучения для себя видим не количественные показатели ЕГЭ и других независимых оценок качества. Для нас совершенно очевидны принципиальные установки на построение новой старшей школы, - говорит директор четвертой школы Галина Збыковская.

Образовательное пространство школы №4 организовано таким образом, что каждый ученик здесь может реализовать свои возможности, удовлетворить свои интересы, само­определиться, прожить в школе ситуацию успеха в решении учебных задач и проблемных ситуаций. Среди образовательных услуг школы - углубленное изучение русского языка, литературы, физики, математики, биологии, химии, истории, обществознания; изучение второго иностранного языка (английский, немецкий, французский, испанский); профильное обучение; индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

В десятых классах школы реализуется образовательная программа, которая предполагает 5 профилей обучения. Из них 3 основных (технологический, естественно-научный и гуманитарный) и универсальные профили. Основа гуманитарного профиля - литература, иностранный язык, история и экономика, технологического - физика, математика и информатика, естественно-научного - химия, биология и математика, универсальных профилей - математика, экономика и английский. При этом в индивидуальном учебном плане может быть и более трех профильных предметов. На данный момент из 55 учеников 10‑х классов 4 обучаются на естественно-научном профиле, 21 - на технологическом, 19 - на гуманитарном и 11 учеников работают по индивидуальным учебным планам. В одиннадцатых классах три профильные группы - химико-биологическая, гуманитарная и физико-математическая. Из 50 обучающихся в 11‑х классах 7 человек изучают предметы химико-биологического профиля, 18 - гуманитарного, 20 - физико-математического, 5 учеников работают по универсальным учебным планам.

Физики и лирики

В одном классе здесь могут соседствовать и физики, и лирики, и даже будущие медики. Мы заглядываем в 11‑й класс, где идут занятия ребят, выбравших естественно-научный профиль. Елена Шкурат уже знает, куда будет поступать - в ЮФУ, на факультет биологии:
- Хочу быть генетиком, с детства мечтала об этой профессии. Любовь к ней мне привила моя бабушка, которая, кстати, является заведующей кафедрой генетики.

У тех, кто учится на физико-математическом профиле, другие приоритеты. Так, Лилит Саакян хочет поступать в строительный университет, правда, еще не решила, в Москве или в Питере. Никита Финенко собирается подавать документы в Академию противопожарной службы, много ребят в этой группе хотят поступать в военные училища и в ДГТУ. Практически все выпускники в один голос говорят, что подготовка в этой школе очень сильная, предметы преподаются на очень высоком уровне, впрочем, ребята все равно занимаются еще и с репетиторами.

Образовательная программа профильного обучения формировалась исходя из запроса учеников и их родителей. По признанию педагогов, непросто было создать учебное расписание, которое учитывало бы все индивидуальные планы обучения, а также скоординировать работу всех участников образовательного процесса. По словам руководства школы, внутришкольная модель профильного обучения функционирует сегодня максимально эффективно с учетом индивидуальных потребностей и возможностей школы. Здесь по-своему решили даже проблему перегруженности, с которой сталкиваются практически все школы Батайска. В средней школе №4 перепрофилировали все имеющиеся аудитории под учебные. Ежедневно, включая субботу, школа функционирует с 8.00 до 20.30. При этом все классы уровней начального и основного общего образования обучаются по пятидневной учебной неделе.

По словам Галины Збыковской, старшая школа не окончание общего, а старт другого, нешкольного, типа образования. «Старшая школа - это пространство проб переноса сформированных компетенций на внешние внепредметные ситуации», - формулирует конечные цели профильного образования директор школы. В школе №4 это достигается путем организации социальных практик, профессиональных проб, внедрения профориентационных курсов. Все это можно реализовать в рамках индивидуальных проектов. К примеру, именно индивидуальный проект лежит в основе реализации подпроекта «Социальные практики» программы развития школы.

Определиться с выбором профиля помогает психолог школы Виктория Малыч. Профориентационное тестирование ребят проводится еще в 8‑м и 10‑м классах, так что в 11‑м молодые люди подходят к выбору вуза и будущей профессии вполне осознанно.

Тьютор, руководитель, эксперт

При достаточно успешной модели функционирования полипрофильного обучения Галина Дмитриевна признается: об отсутствии проблем говорить еще рано. Во-первых, формирование у учеников готовности к профессиональному и личностному самоопределению требует и от педагогов профессионального роста и большей самоотдачи. К понятию «учитель-предметник» все чаще добавляются новые роли - тьютор, руководитель проекта, эксперт. Во-вторых, организация профильного обучения предполагает активную интеграцию урочной и внеурочной деятельности, сетевое взаимодействие с вузами и предприятиями. Однако не всегда социальные партнеры проявляют в этом заинтересованность. В-третьих, еще требуют разработки оценки индивидуального проекта, оценки внеурочной деятельности, личностных результатов. Часто требования к ним противоречат требованиям к результатам, заданным ФГОС и ЕГЭ. Кроме того, по мнению многих экспертов системы образования, активизация профориентационной работы, профессиональные пробы и социальные практики могут повлечь за собой снижение предметных результатов. «Сегодня мы еще не можем дать однозначных ответов на эти вопросы. Их решение - предмет предстоящих обсуждений, которые могут состояться после накопления практического опыта реализации данного направления», - убеждена Галина Збыковская.

В том, что такой опыт будет накоплен, сомнений нет. Система методической работы школы - победитель Всероссийского конкурса «Система образования 2018: Передовой опыт образовательных организаций», а сама школа №4 - неоднократный победитель Всероссийского публичного смотра-конкурса среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России».