Уже первая сессия Высшей школы педагогики, состоявшаяся в мае 2018 года, стала значительным событием, привлекла более трехсот преподавателей, ученых, экспертов и специалистов-практиков из 11 федеральных университетов, многих российских регионов, а также Эстонии, Белоруссии и Китая. Развитием проекта, направленным на расширение его географии и тематики, стала выездная образовательная сессия Высшей школы в поселке Гурзуф Республики Крым. Выездная сессия собрала уникальный состав участников, сочетающих квалификацию опытных управленцев, исследовательские навыки ученых, энергию и напор педагогов-практиков, молодой задор студентов и школьников.
И вот состоялась вторая международная сессия, которая прошла на орехово-зуевской земле и обеспечила научно-педагогическому форуму статус традиционного. Более трехсот участников, более шестидесяти докладчиков из ведущих российских университетов, а также Казахстана, Эстонии, Белоруссии, Испании, мастер-классы уникальных специалистов и экспертные сессии по самым актуальным темам - от цифровой школы до культурологических проблем, подписанные договоры о международном сотрудничестве, новые проекты, а также создание Ассоциации педагогических классов - таков вклад мероприятия в развитие российского и мирового образования!
Государственному гуманитарно-технологическому университету помогли стать ядром новой дискуссионной платформы инновационные проекты, реализуемые в университете, и в первую очередь уникальный и ставший широко известным, к тому же уже готовый для трансфера в образовательные организации других регионов и стран проект «Педагогические классы ГГТУ». Показательно, что школьники педагогических классов электростальской школы №11 (директор школы М.А.Азарова) стали активными участниками международной сессии Высшей школы педагогики.
Проект, благодаря которому ГГТУ прочно занял место в авангарде формирования новых концепций педагогического образования, уже реализуется в двадцати школах десяти муниципальных образований Московской области, в Татарстане, в Ростове-на-Дону, в Ахтмеской гимназии (Кохтла-Ярве, Эстония), в русской школе №1 (Марбелья, Испания). И вот новый географический уровень: четырехсторонний договор между ГГТУ, Управлением образования городского округа Электросталь, электростальской школой №11 и средней школой №6 Минска распространил проект на столицу Беларуси!
Что это за проект, который вызывает интерес на огромном пространстве Европы и Азии?
«Учительская газета» №50 от 12 декабря 2017 года в статье «В поисках идеального учителя» уже представляла проект «10‑У: Педагогический класс ГГТУ». Тогда это можно было назвать успешным дебютом перспективной идеи. Сегодня мы имеем дело со зрелым, глубоко проработанным педагогическим опытом, который доказал свою жизнеспособность, тиражируемость, высокую эффективность в подготовке высокомотивированных на педагогическую профессию молодых людей.
Уникальность проекта, старт которому три года назад был дан в школе №11 Электростали (теперь это проект «10‑11‑У»), заключается в осуществлении каждодневной реальной педагогической практики школьников педагогических классов. Образовательный процесс в педагогическом классе дает ребятам возможность тесно соприкоснуться с содержанием деятельности учителя: школьники под руководством учителей и кураторов педагогического факультета ГГТУ проводят настоящие урочные и внеурочные занятия с учениками младших классов, реализуют собственные проекты, формируют профессиональные электронные портфолио. Опыт деятельности педагогических классов ГГТУ представлен на престижных всероссийских и международных форумах, Московском международном салоне образования, получил высокую оценку экспертов в области педагогического образования. Уровень деятельности педагогических классов ярко выявили чемпионаты WorldSkills Junior - юниорские компетенции чемпионата «Молодые профессионалы».
Открытие педкласса в современной школе способствует раннему погружению в профессию педагога, формированию профессиональных намерений обучающихся еще в довузовский период, с тем чтобы в условиях непрерывного педагогического образования в дальнейшем обеспечить систему образования молодыми педагогическими кадрами, которые не только придут в профессию, но и останутся в школе.
План работы педкласса 10‑го «У» (а теперь уже и 11‑го «У») включает различные аспекты внеурочной деятельности обучающихся: тренинговые занятия с преподавателем-психологом университета, педагогический интерактив, мастерские, мастер-классы, педагогические погружения в интерактивном формате (проводит профессорско-преподавательский состав университета), интеграция в образовательное пространство ГГТУ (предметные школы ГГТУ, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы), педагогическая пропедевтика в школе - школа волонтера «Яркие люди», работа в медиацентре, конкурсы эссе «Почему я хочу быть учителем?», тематические родительские собрания, мероприятия для учителей педагогического класса - конференции различного уровня, учебно-методические семинары, вебинары.
Особого внимания заслуживает проект по проведению профессиональных проб - трайскиллс «Я - супердублер». Еженедельно в начальных классах школы учащиеся педкласса под руководством учителей-тьюторов готовят и проводят мероприятия и занятия внеурочной деятельности. Также учащиеся педкласса ведут свое педагогическое электронное портфолио, содержание которого представлено разделами «О себе», «Достижения», «Блог», «Публикации», «Методические разработки уроков в рамках профессиональных проб». Показательно, что лучшие портфолио действуют на платформе Edumsko. Социальная активность будущих учителей развивается в процессе волонтерского движения «Яркие люди». Изучая и осваивая муниципальное образовательное пространство, учащиеся посещают мастер-классы в ведущих образовательных учреждениях.
Реализуется нестандартный формат взаимодействия университета с учителями, работающими в педклассе. Учителя педкласса - это подготовленная аудитория для участия в совместных научно-практических семинарах, конференциях, научно-методических публикациях, экспериментальных мероприятиях. Учителя педкласса и администрация школы являются участниками экспериментальной площадки по апробации новой практико-ориентированной модели организации непрерывной педпрактики ГГТУ для студентов, проживающих на территории городского округа Электросталь. Родители учащихся педклассов также охвачены нашим вниманием, в частности участием в проведении родительских собраний по актуальным проблемам обучения и воспитания учащихся педагогического класса.
Наиболее высокий уровень интеграции «школа - вуз» предполагают зимние и летние педагогические сессии. Их участникам предоставляется неповторимая возможность соприкоснуться с атмосферой современного студенческого городка, получить уроки мастерства от ведущих университетских преподавателей, изучить новейшие образовательные технологии и самим попробовать применить их.
Каждая педагогическая смена - это интенсивная учебная работа, направленная на формирование основных компетенций педагога, а также soft skills, необходимых для успешной индивидуальной траектории развития, таких как лидерство, опыт работы в команде, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и принимать решение.
Опыт работы педагогического класса школы №11 Электростали успешно представлен на Московском международном салоне образования, выездной сессии Высшей школы педагогики ГГТУ «Учитель. Воспитатель. Наставник» в Крыму, на форуме в Башкортостане, планируется, что этот опыт станет одной из ключевых тем международной конференции, которая будет проведена по инициативе нашего университета в Кадисе (Испания).
Активный процесс создания педагогических классов в регионах России и других странах подтолкнул инициативу, с которой выступила ректор ГГТУ Надия Юсупова: создать на базе университета Ассоциацию педагогических классов, которая будет призвана объединить работу педагогических классов не только субъектов России, но и за рубежом.
Подготовительная работа прошла «на полях» Высшей школы педагогики и стала одним из важных итогов работы международного форума. Участники конференции, коллеги-педагоги, координирующие работу педагогических классов в Московской области, а также в Республике Татарстан, Эстонии, Беларуси и Испании, поддержали идею. Официальной датой создания ассоциации и проведения первого заседания инициативной группы масштабного проекта стало 22 февраля 2019 года. На заседании были определены приоритетные задачи проекта и утверждена «дорожная карта» его реализации.
Мы уверены, к следующей сессии Высшей школы педагогики ассоциация подойдет уже с багажом совместных дел, с собственным календарем педагогических событий. А это означает, что сотни и тысячи юношей и девушек пройдут школу педагогического мастерства, получат уроки профессионализма, а в жизнь каждого из них войдет учитель, воспитатель, наставник!

Орехово-Зуево, Московская область