В 1970‑х годах было принято несколько важных решений с расчетом на долгосрочный результат. Главное из них - все учителя обязательно должны получить степень магистра в университете.
Тогда же учителя, исследователи и политики договорились о том, в каком направлении будет развиваться образовательная политика. В результате мы получили стратегию постепенного развития, которая и была реализована.
Нельзя сказать, что учителя математики были изначально расположены применять на практике результаты исследований. Но мы нашли способ сблизить эти два взгляда на образование: на протяжении длительного периода у диссертаций в области математического образования было два научных руководителя - математик или психолог и педагог-практик. Благодаря этому сотрудничество между наукой и школьными учителями стало более эффективным.
Надо сказать и об учебном плане. В Финляндии, как и во всем мире, много обсуждается включение в учебный план так называемых soft skills, или навыков XXI века, - эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. Это значит, что от нас требуется не только дать детям представление о математике, но и развить их социальный интеллект. Учитывая эти вводные, мы стали включать в школьные уроки математики больше заданий, которые заставляют детей кооперироваться и работать над задачей совместно. В результате всех этих изменений средний уровень знаний по математике в Финляндии значительно вырос, наши «слабые» ученики часто знают математику лучше, чем «середняки» в других европейских странах. Это напрямую отразилось и на уровне экономического развития страны за последние десятилетия.
Наконец, надо сказать о мотивации и эмоциональной составляющей - без них успешное овладение предметом невозможно. Один из простых способов повысить мотивацию - это акцентировать внимание учеников на процессе, а не на итоге. У них должно быть право на неудачу, только так они смогут смело подходить к решению задач.
Педагогам-практикам я предлагаю рассматривать роль эмоций в обучении в трех измерениях.
Первое измерение - позитивные и негативные эмоции, которые возникают в процессе обучения. Нравятся темы и задания или не нравятся? Есть дети, которые всегда рады пойти на урок математики, и есть те, у которых она всегда вызывает дискомфорт. Соответственно, надо искать способы сокращать негативные эмоции на уроке.
Во втором измерении мы смотрим на три вида аффективных конструкций. Мотивирован ученик или нет, получает ли он удовольствие или нет, и что он думает о себе - верит ли он, что способен решать задачи. Результаты исследований показывают, что высокие ожидания от учеников дают и более высокие результаты.
И третье измерение - то, как обучение изучается в различных дисциплинах. Психологи делают акцент на индивидуальных особенностях, социологи - на групповой динамике, атмосфере в классе, культуре образования в стране, физиологи - на работе мозга...

Маркку Ханнула выступает на конференции «Психология и технологии в математическом образовании», которую 18‑21 марта совместно проводят Яндекс и Международное общество исследователей в области психологии математического образования (PME).

Маркку ХАННУЛА, президент Международного общества исследователей в области психологии математического образования (PME)