Последние реформы в образовании привели к тому, что у школьников оказалось много прав и никаких обязанностей. На школьную форму денег у родителей нет, зарплаты крохотные, а на сотовые телефоны детям - пожалуйста. Раньше школьники на большом участке земли выращивали богатый урожай капусты, моркови, картошки. А что сейчас? Родители запретили своим детям трудиться на пришкольном участке. Теперь все овощи покупаем.
Раньше дети стремились участвовать в олимпиадах, конкурсах, а теперь родители пишут заявления, не разрешают своим чадам участвовать в конкурсах. Раньше учителей уважали, а теперь зарплата сельского учителя ниже зарплаты технички - 9000 рублей. Надо ли выпускникам учиться на педагога, ехать в деревню? Зарплата будет мизерной, они не смогут ни прокормить семью, ни выучить своих детей. И не будет у них нормальной пенсии по старости… (Моя зарплата, к примеру, за месяц - 9927 руб. 94 коп.)
Моя дочь окончила музыкальный колледж, зарплата учителя музыки 6000 рублей, ни за съемную квартиру не заплатить, ни прокормиться… Пришлось ей бросить гимназию и переучиваться на другую специальность. Все трое моих детей работают в городе, все без квартир. В социальную справедливость ни я, ни они уже не верим. На те копейки, которые мои дети зарабатывают, ипотека недоступна.
А теперь о нашей школе и нашем селе Андреевка. В селе сельхозпредприятие ООО «СП «Андреевка». Главную заботу о людях проявляет Виктор Иванович Волков. Вспахать огород, скосить, привезти сено - такую помощь можно было получить всегда. Хочешь держать живность - поможет с кормами.
Всего работающих специалистов 93 человека. У 23 работников дети учатся в нашей школе. За последний год на работу приехали три семьи с детьми школьного и детсадовского возраста. На сегодняшний день имеются две свободные квартиры и вакансии энергетика, оператора машинного доения, трактористов-машинистов, агро­нома. В сельхозпредприятии происходит расширение производства, идет строительство животноводческого комплекса на 1200 голов.
12 лет назад на территории поселения возобновили работу лесники. На участке «Оханский» ООО «Омикрон» работают более 50 человек. Предприятие ежегодно увеличивает объем производимой продукции и расширяет ассортимент. Директор ООО «Омикрон» В.А.Решетников совместно со специалистами участка проводят профориентационную работу с учениками нашей школы и других учебных заведений района. Все реализуемые на территории поселения социальные проекты проходят с его участием. Владимир Аркадьевич выделяет денежные средства на поездки детей для изучения истории, культуры Пермского края. Часто бывает в школе и помогает решать возникающие проблемы.
В школе Интернет практически на протяжении четырех лет отсутствовал. Учителя на свои деньги покупали компьютеры, бумагу, тетради. И сейчас я ношу тяжелый компьютер в школу. Нужно сдать отчет - без него не сдашь. Хочешь по­участвовать в интернет-конкурсе - тоже забота… Участие в проекте - только за твой счет, учитель!
Численность учеников в нашей школе невелика - 49 человек. Подсчитали, что последующие пять лет будет повышаться: к 2023 году вырастет до 58 человек.
Показатель успеваемости наших учеников выше районного (успеваемость по школе 98%, в районе - 97,9%). ГИА показывает объективность выставленных годовых оценок. Сто процентов выпускников с момента смены статуса средней школы на основную получают аттестаты, продолжают обучение в других учебных заведениях Пермского края. Школа осуществляет инклюзивное образование. На сегодня в школе обучаются 16 детей с ОВЗ. Все педагоги прошли КПК для работы с ними.
Идем в ногу со временем. Педагоги активно участвуют в конкурсах, занимаются с детьми проектной деятельностью. Только за прошлый учебный год осуществили проекты по обустройству детской площадки «Сказка», в районном конкурсе социальных и культурных проектов «Время действий» в номинации «Мир вокруг нас» выиграли 10000 руб., проект «В нашей деревне огни не погашены» тоже отмечен. Успеваемость учеников на хорошем уровне. Грамоты отдела образования за высокие показатели в обучении тому доказательство. Но все наши достижения не берутся во внимание, школа реорганизуется.
Вышли учителя на разговор с министром образования Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной. Ответ один - невыгодно содержать маленькие сельские школы. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» написано: «Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения».
Но нас даже не спрашивают.

От редакции

Мы сделали официальный запрос в Министерство образования и науки Пермского края о судьбе сельской школы и перспективах трудоустройства учителей. Ответ опубликуем в ближайших номерах.

Зухра ДОРОФЕЕВА, учитель русского языка и литературы, с. Андреевка, Оханский район, Пермский край