Мне много лет в школе и в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних приходилось работать с «трудными» подростками, которые регулярно прогуливали или постоянно не посещали школьные занятия, а в это время гуляли, употребляли наркотики, грабили, совершали разбои.
Работая с ними, я убедился, что большая или значительная часть проблемы заключается в неосознанности поведения ребят.

Зачем детям учиться?
Именно этот вопрос я задаю вначале, обучая ребят предвидеть последствия своих действий. Один из семи главных навыков высокоэффективных людей заключается в способности предвидеть и планировать последствия своих действий. Высокоэффективные люди начинают действовать, четко представляя себе конечную, отдаленную, цель своих усилий. Неэффективные люди обычно не задумываются о последствиях.
Психолог: Как ты думаешь, зачем дети ходят в школу?
Ребенок: Чтобы получить образование, аттестат.
Психолог: А зачем нам образование, аттестат? Это всего лишь бумага.
Ребенок: Чтобы поступить в техникум, училище или вуз.
Психолог: А зачем получать профессиональное образование в техникуме, училище или вузе?
Ребенок: Чтобы устроиться на хорошую работу.
Психолог: Зачем людям работа?
Ребенок: Чтобы зарабатывать деньги.
Психолог: А зачем нам деньги? Это тоже просто бумага.
Ребенок: Чтобы купить еду и одежду.
Психолог: А еще чтобы оплачивать жилье. Ты, как и все мы, нуждаешься в пище, одежде и жилье. Верно?
Ребенок: Да, конечно.
Психолог: Так зачем в конечном счете дети ходят в школу?
Ребенок: Чтобы иметь возможность купить еду, одежду и оплатить жилье.
Психолог: Согласен. Образование - это работа, работа - это деньги, деньги - это еда, одежда и жилье. Образование нужно, чтобы выжить. Образование - это вопрос жизни и смерти, это критически важно. А почему же ты не ходишь в школу?
Ребенок: Не знаю. Я не думал, что это так важно.
Психолог: Тебе никто не говорил то, что сказал тебе сейчас я?
Ребенок: Нет.
Психолог: Ты прогуливаешь школу, но при этом получаешь еду, одежду и жилье. Это упущение твоих родителей. Они не только не объяснили тебе, как устроен мир, но еще и создали искусственные условия, в которых ты получаешь все, ничего не отдавая. Это неправильно: в обычной жизни так не бывает. На протяжении всей истории человечества и до сегодняшнего дня почти все люди каждый день с утра до вечера тяжелым трудом зарабатывают деньги, чтобы выжить. Скоро ты станешь совершеннолетним. С этого времени государство перестанет о тебе заботиться: ни бесплатного питания, ни одежды, ни жилья. Родители тоже не смогут заботиться о тебе вечно. Но меня больше интересует не вопрос будущего, а вопрос настоящего.

Почему ты не работаешь?
Психолог: Почему ты не работаешь?
Ребенок: Не знаю. Я же маленький еще.
Психолог: Маленький?! Тебе 13 лет, это значит, что ты уже взрослый человек. Интеллектуально и физически ты созрел. Еще сто лет назад в нашей стране многие 13‑летние ребята работали наравне со взрослыми. И сегодня во многих странах 13‑летние дети ходят на работу. В этих странах и в России сто лет назад у многих детей не было возможности посещать школу. Сегодня у тебя есть такая возможность. Но, если ты не ходишь в школу, значит, ты должен работать. Единственная причина, по которой твои родители должны содержать 13‑летнего мужика, - это получение тобой образования. Если ты не получаешь образование, тогда ты должен работать. Ты должен содержать себя сам и приносить пользу семье, должен помогать родителям деньгами. Итак, почему ты не работаешь?
Ребенок: Не знаю.
Психолог: Ты согласен с тем, что единственная причина, почему 13‑летние дети сегодня в России не работают, заключается в посещении ими школы? Или у тебя другое мнение на этот счет?
Ребенок: Согласен.
Психолог: А что ты выберешь, когда вернешься домой из нашего центра? Пойдешь на работу или будешь ходить в школу и хорошо учиться?
Ребенок: Я лучше буду ходить в школу.

Кто-то умер, чтобы ты мог учиться
Чтобы закрепить полученную ребенком информацию, я делаю небольшой экскурс в историю.
Психолог: Ты слышал когда-нибудь про Кровавое воскресенье?
Ребенок: Нет.
Психолог: 9 января 1905 года рабочие Санкт-Петербурга хотели вручить царю Николаю II петицию с разными экономическими и политическими требованиями. Среди этих требований была просьба ввести в империи всеобщее начальное образование за государственный счет. Тогда многие дети не имели возможности посещать школу, соответственно даже читать не умели. Но рабочим не удалось вручить свое письмо императору: войска расстреляли этих людей из огнестрельного оружия. В тот день погибли сотни людей, многие были ранены. Потом началась революция, затем еще одна, царская власть была свергнута, и все дети в нашей стране получили возможность учиться в школе. Понимаешь?! Люди проливали свою кровь, отдавали свои жизни, чтобы дети, в том числе и ты, могли учиться. Они понимали, что образование нужно детям, чтобы выжить, чтобы в конечном счете купить себе еду, одежду и жилье. У тебя есть фактически уникальная возможность учиться, возможность, которой не было у многих детей в нашей стране в течение почти всей истории России. Я думаю, что достаточно глупо с твоей стороны отказываться от такой возможности. Отказываться от возможности, за которую другие люди отдавали и отдают свою жизнь. Как ты думаешь, эти люди не зря отдали свои жизни? Ведь образование - это вопрос выживания.
Ребенок: Теперь я понимаю, что учиться - это очень важно.

Кто-то и сейчас умирает
за возможность учиться
Психолог: Ты слышал когда-нибудь имя Малалы Юсуфзай?
Ребенок: Нет.
Психолог: Эта девочка из Пакистана. А Пакистан - это недалеко от Красноярска, в Азии. В 2012 году, когда Малале было 15 лет, ее пытались убить талибы - религиозные фанатики. Они остановили школьный автобус, в котором она ехала, зашли в салон и выстрелили ей в голову. Она чудом выжила. Знаешь, за что они ее хотели убить? За то, что она открыто заявляла, что девочки в ее стране и во всем мире должны иметь возможность получать образование. И сегодня есть люди, которые проливают свою кровь и отдают свою жизнь за возможность учиться.
В этом месте для большей наглядности можно показать небольшой видеорепортаж из Интернета о Малале Юсуфзай.
Малала Юсуфзай: «В некоторых регионах мира учащиеся ходят в школу каждый день. Это их обычная жизнь. Но кое-где люди голодают ради учебы. Она как драгоценный подарок, как бриллиант».

Где взять деньги?
Поскольку прогулы школы обычно сопряжены с совершением имущественных преступлений несовершеннолетними, я часто провожу с ними упражнение на осознание последствий своих действий.
Ребенку нужно дать лист бумаги с таблицей из трех колонок (см. табл 1).
В первой колонке ребенок записывает задачу: «Нужны деньги». Затем он вслух называет способы решения этой задачи и записывает их во второй колонке. Если он затрудняется, то психолог подсказывает ему, но только после того как ребенок сам попытался найти нужные варианты. Затем в третьей колонке ребенок, предварительно проговорив вслух, записывает последствия каждого из вариантов. И здесь получает помощь психолога, только после того как сам подумал. В результате чего должна получиться примерно такая картина: таблица «Где взять деньги?» (см. табл 2).
Способов решения задачи и последствий может быть больше или меньше. Важно, что у каждого варианта есть плюсы и минусы. У преступных способов получения денег тоже есть плюсы: быстрота получения, чувство азарта. А у зарабатывания квалифицированным трудом есть большой минус: нужно несколько лет потратить на получение сначала общего, а затем профессионального образования.
Психологу необходимо самому объяснить ребенку финансовые последствия вариантов. Нужно назвать среднюю зарплату в регионе по данным официальной статистики: это точка отсчета, с которой сравнивается эффективность разных способов получения денег. Для Красноярска это цифра около 40000 рублей.
Ребят не нужно убеждать в том, что за воровство они будут пойманы, они это знают: их всегда или почти всегда ловит полиция. Из Уголовного кодекса детям озвучивается наказание: за повторную кражу можно получить реальный срок пять лет лишения свободы. В году 12 месяцев, в пяти годах 60 месяцев. Например, ребенок украл аккумулятор из автомобиля, продал за 1000 рублей, и через 1‑2 дня полиция его уже задержала. Если его посадят за это на пять лет, то его финансовая эффективность составит 1000 руб./60 мес. = 17 рублей в месяц. Это в 1764 раза меньше средней зарплаты.
Бывает, конечно, что дети совершают более крупные кражи в десятки и сотни тысяч рублей. В этом случае денежная выгода все равно остается очень маленькой: при краже 100000 рублей она составит 1667 рублей в месяц (100000 руб./60 мес.).
Причем в случае крупных краж наказания избежать точно не удастся. Один из моих подопечных украл 300000 рублей. По заявлению потерпевшего было возбуждено уголовное дело. Родители несовершеннолетнего смогли договориться с потерпевшим, но было уже поздно. Кража в особо крупном размере относится к делам публичного обвинения. Это значит, что с заявлением в суд обязан обратиться государственный обвинитель. Поэтому по окончании следствия следователь Главного следственного управления передал материалы в прокуратуру, прокурор - в суд, а судья в свою очередь был обязан назначить одно из наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом.
После заполнения таблицы ребенку предлагается выбрать один или несколько способов получения денег, которыми он будет пользоваться впредь. Естественно, дети выбирают зарабатывание денег квалифицированным трудом, а также возможность попросить денег у родителей и заработать на временной работе или разовых услугах. После заполнения таблицы им становится очевидно, что это гораздо более выгодно для них, чем воровать и прогуливать школу.
Когда ребенок выбрал способы получения денег, можно в ролевой игре закрепить новый способ поведения. Для игры берется типичный сюжет из ближайшего прошлого. Например, ребенок по пути в школу встретил своего приятеля, который предложил прогулять школу и в это время ограбить какую-нибудь бабушку, а полученные деньги потратить на алкоголь, наркотики и развлечения. Ребенок играет самого себя, психолог - приятеля, который пытается сбить его с правильного пути. Чтобы это упражнение было максимально эффективным, психолог не только предлагает, но и манипулирует, угрожает, требует, давит разными способами. А ребенок демонстрирует свою способность противостоять такому давлению.

​Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог