«Покидая Неверленд» - подробный и, к сожалению, кажущийся убедительным рассказ о том, что безоговорочный король поп-музыки Майкл Джексон был не совсем тем, кем мы его считали.
Двое героев картины - Уэйд Робсон и Джеймс Сейфчак - и их родители откровенно рассказывают об отношениях с кумиром миллионов. По их словам, знаменитое поместье артиста «Неверленд» было не детским раем на земле, а своего рода приманкой, логовом, куда Джексон заманивал все новых жертв.
Джексон - гений, не только изменивший музыку, но и по-своему раскрывший пластику человеческого тела, - безусловно, был инопланетянином, потрясшим человечество.
Этот фильм - прежде всего непростое, но наглядное пособие для психологов. Он среди прочего показывает, что происходит с нами, когда кумир и своего рода небожитель вдруг обращает внимание именно на нас. И если вы думаете, что это особенности неокрепшей детской психики, то глубоко заблуждаетесь. Дружба с детьми и совместные ночевки в спальне артиста были бы невозможны без согласия родителей. Бесконечные путешествия, люксы в оте­лях мира, сам шанс на общение с таким человеком - своего рода признак избранности, миссии, которую эти семьи с удовольствием выполняли. Даже насилие в таких условиях не осознается как насилие, а видится признаком все укрепляющейся любви, секрета, противопоставления себя холодному и непонимающему миру.
Думаю, у каждого из нас есть истории, связанные с Джексоном и его музыкой. Предположу, что его творчество - невидимая часть ДНК всякого, кто хоть раз видел записи его выступлений или слышал ритмы его космических песен.
Всякий раз, когда я слышу Джексона, в сознании возникают воспоминания о среднеазиатской столице и о моих непродолжительных, как и все другие увлечения того времени, занятиях карате. Группа разновозрастных детей, одетых в белоснежные кимоно, отрабатывает удары, глядя в огромное, а скорее казавшееся таковым, зеркало. Из динамиков небольшого кассетного магнитофона несутся песни короля поп-музыки.
Каждый, кто посмотрел этот фильм, сделал свои выводы. Нашлись у покойного Джексона и защитники, утверждающие, что легче всего обвинять того, кто не может ответить, а откровениями Робсона и Сейфчака, по их мнению, движет лишь жажда наживы.
Все возможно. Но даже если предположить, что все рассказанное в ленте правда хоть на 1%, то это для многих означает пересмотр важных констант. Непорочный инопланетянин вдруг начинает приобретать черты хитрого манипулятора, психа, великолепно обставляющего свои преступления. И что же теперь делать с его безусловной гениальностью? В Лондоне уже, к примеру, снесли памятник Джексону, все больше западных радиостанций и телеканалов снимают с ротации его песни и клипы.
Все это может показаться каким-то далеким сюжетом, безусловно, интересным, но имеющим мало общего с днем сегодняшним, но подобные истории всегда где-то рядом.
Можно вспомнить случай знаменитой школы №57 в Москве, где, как выяснилось в 2016‑м, учитель истории Борис Меерсон чуть ли не полтора десятка лет крутил романы со школьницами. Получив публичность, история стала обрастать подробностями, Следственный комитет возбудил уголовное дело, фигуранткой которого стала и ассистентка Меерсона Мария Немзер. Часть 4 ст. 135 УК РФ предусматривает ответственность за развратные действия, совершенные группой лиц, в отношении не достигших 16‑летия подростков в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет. Но пара решила не испытывать судьбу на прочность и поспешила скрыться.
Федеральный, а потом и международный розыск и заочный арест, судя по аккаунту Немзер в социальной сети Facebook, не мешают прекрасно проводить время в Израиле. Так, к примеру, в ответ на поздравление «френдессы» с днем рождения и выраженную надежду на то, что у Марии «в далекой стране все хорошо», она, не стесняясь, отвечает: «Чем дальше - тем лучше». Вместо точки ряд веселых смайликов.

Арслан ХАСАВОВ,
и. о. главного редактора «Учительской газеты»