Этот «Профсоюзный час» был посвящен различным проблемам учительства: общим для всех и специфичным для определенных регионов. Так, многие сложности, о которых говорила депутат, московской системой образования уже были преодолены.

О законопроектах
Свое выступление на профсоюзном селекторе Любовь Духанина начала с рассказа о законотворческих инициативах, которые касаются современных российских школ и учителей. Так, одним из позитивных результатов прошедшего года стало принятие поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», закрепившей ответственность муниципалитетов за доставку детей в школы.
Однако порой достижением можно считать и то, что определенный законопроект удалось «притормозить». Как тот, что предлагал возложить полноценную ответственность за оказание медицинской помощи школьникам на учителя.
Также Духанина сообщила о том, что недавно вместе с коллегами внесла в Госдуму законопроект о практической подготовке в вузах.
- Он связан с практическими модулями при реализации профессиональных образовательных программ, - уточнила депутат. - У нас большое количество медицинских вузов, где студенты не имеют практики. Как один регион не очень приятно пошутил, стоматолог в первый раз за инструмент берется в первый рабочий день.
Председатель Московской городской организации профсоюза Марина Иванова заметила, что проблема нехватки практической составляющей при обучении актуальна и для будущих учителей:
- Со студентами педагогических вузов такая же проблема. Сокращены сроки практики. Два месяца совсем недостаточно для того, чтобы войти в класс.

Об ОНФ
Как член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, Любовь Духанина инициирует различные опросы, связанные с образованием. Интересуется мнением родителей школьников и педагогов.
- Вам всем известны наши опросы по заработной плате. Для чего это делается? В том числе, для того чтобы понудить власти регионов к выплате заработных плат, поэтому мы проводим их часто, раз в полгода… Я очень благодарна каждому учителю, который участвует в наших опросах, присылает квитки об уровне своей зарплаты. Благодаря этому у нас есть достоверная информация.
Как отметила Любовь Николаевна, в некоторых регионах базовый оклад составляет всего 20% от зарплаты педагога. Поэтому учителя ставят вопрос об уходе с эффективного контракта и переходе на новый гарантированный механизм оплаты, который позволит получать стабильный заработок каждый месяц, а не разовые премии от случая к случаю.
Также в рамках ОНФ Духанина занимается проектом «Равные возможности - детям», который нацелен на то, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность посещать хотя бы один кружок дополнительного образования бесплатно:
- Мы действуем через развитие образовательного волонтерства. Сегодня около двух тысяч волонтеров участвуют в этом проекте. Вместе с ними мы открыли на территории России более 800 самых разных кружков - от лозоплетения и бисероплетения до компьютерного программирования и 3D-проектирования. Люди готовы помогать друг другу.
Однако депутат отметила: когда проект был на старте, выяснилось, что деятельность волонтеров не закреплена российским законодательством, поэтому серьезным достижением минувшего года она считает принятие закона о добровольчестве и волонтерстве.
От волонтерства Любовь Духанина перешла к вопросам, которые вызывает трудовая деятельность школьников в рамках образовательного процесса. Для примера она упомянула о дилемме сельских школ, в которых говорят о необходимости учить детей сажать деревья, следить за их ростом и т. д., но в то же время опасаются, что наблюдение за яблоневым садом и сбор плодов осенью могут счесть не частью образовательной программы, а запрещенным бесплатным трудом.
Очень важно найти эту границу и прописать ее в законодательстве, подчеркнула депутат. А пока даже добровольное участие учеников в уборке пришкольной территории оборачивается конфликтными историями, в которых разбирается прокуратура.
- Как только мы выходим на общественное обсуждение, родители, конечно, нам говорят о том, что все нужно запретить. При этом ОНФ провел опрос, и более 70% родителей поддержали дежурство в школе, потому что понимают, что навыки самообслуживания тоже нужны, - отметила парламентарий.

Ответы на вопросы
Также гостья профсоюзного селектора ответила на ряд вопросов. Первый из них задала председатель Московского горкома профсоюза Марина Иванова. Марину Алексеевну интересовало, как депутат относится к инициативе установить минимальную зарплату на ставку учителя в размере не менее двух МРОТ в конкретном регионе.
По мнению Любови Духаниной, такую инициативу можно считать популистским заявлением:
- Звучит еще одна идея - выровнять заработную плату учителей во всех регионах. Не буду комментировать, я ее просто не поддерживаю. Не поддерживаю даже увеличение обсуждений этой темы, потому что это риск для заработной платы учителя Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов, где власти справляются с задачей обеспечить внимание к учителю.
Затем свои вопросы задали профсоюзные активисты из разных округов Москвы. Например, председатель первичной профсоюзной организации школы №1533 «ЛИТ» (Юго-Западный округ) Нелли Новожилова поинтересовалась, какие еще проблемы в учительской жизни видит депутат.
В первую очередь Любовь Духанина отметила, что учителей беспокоит вопрос повышения квалификации. По ее словам, в некоторых регионах нет доступа к Интернету на том уровне, который позволил бы педагогам участвовать в онлайн-обучении - не случайно программа «Цифровая экономика» предусматривает проведение скоростного Интернета во все школы, это нужно и ребятам, и учителям:
- Учителя сами говорят о том, что им не хватает компетенций, при этом уровень достатка не позволяет обучаться на свои деньги, ездить на какие-либо конференции, чтобы обмениваться опытом…
Также остается проблема с обеспеченностью школ учебниками.
- Как действуют учителя? Они собирают все, что есть, чтобы у детей были учебники. Я была на открытом уроке и видела, как учитель работал очень индивидуально, дал пять разных заданий по разным учебникам. И потом, после урока, тихонечко поинтересовалась, почему так. Педагог мне говорит: «Любовь Николаевна, даю задания в соответствии с тем, у кого что есть». Вот представьте, какая нагрузка у этого учителя. Даже спланировать домашнее задание по пяти разным учебникам к каждому уроку - это сколько времени нужно, - привела пример Любовь Духанина.
Еще один вопрос задал заместитель председателя территориальной организации профсоюза Центрального административного округа Москвы Павел Куликов. Он спросил гостя «Профсоюзного часа» об отношении к нововведениям в области аттестации педагогов.
- Я отношусь к этой теме так же, как относится Закон «Об образовании в РФ», который говорит, что это ведение региональных органов управления образованием. У нас на сегодня в различных регионах складываются совершенно разные модели, и я считаю, что регион имеет право на свою модель. Поэтому важно, чтобы внутри регионов модель обсуждалась и принималась с участием самих педагогов, - ответила Духанина. - Чтобы складывающиеся модели были адекватны возможностям учителя пройти через них.
Марина Иванова подчеркнула, что МГО профсоюза выступает за сохранение в Москве своего опыта проведения аттестационных процедур, поскольку он действительно облегчает положение учителя, не дает ему дополнительной нагрузки и является достаточно объективным: большая информационная база позволяет реально оценить профессиональный уровень педагога и его вклад в развитие системы образования в целом.
Последний же вопрос задали из школы №1228 «Лефортово» (Юго-Восточный округ). Профлидер этого учреждения хотел узнать о подробностях проекта по введению новой профессии - цифровой куратор.
Как рассказала Любовь Духанина, цифровой куратор - это специалист, который сможет научить старшее поколение работать с электронными ресурсами и тем самым получить новый источник для заработка. Такими кураторами смогут в том числе стать и старшеклассники.
- ВЦИОМ изучил вопросы социальной исключенности людей старше 60 лет. 63% готовы пойти учиться для того, чтобы просто быть современными людьми и не чувствовать себя изгоями в современном обществе. То есть сегодня у взрослого населения есть серьезная потребность, если хотите, во вторичной социальной адаптации, - уточнила Любовь Николаевна.

Ксения ЗОТКИНА, главный специалист информационного отдела Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования

Полную запись селектора можно найти на сайте video.dogm.mos.ru и сайте Московской городской организации профсоюза - mgoprof.ru/?page_id=5074