На снимке: изобретатели осматривают аэросани перед пробным пробегом. Фото Н.КРИШОВА (Союзфото)

«Десятиклассники Ярославской образцовой средней школы им. Карла Маркса -Котов, Сивоглаз и Василенок - сконструировали под руководством заведующего технической станцией школы тов. Комаровского аэросани. На этих аэросанях юные конструкторы предполагают совершить поездку в Рыбинск».



12 марта 1959 года

«Как-то на уроках литературы в старших классах я попробовал отказаться от приемов формального дисциплинирования учащихся («Иванов, слушай!», «Петров, не мешай!»). Я попытался включать ребят в активную деятельность самой организацией урока. Когда ученики начинали шуметь, я, не останавливая их, быстро менял форму занятий. Если шум продолжался, то это значило: «форма плоха, ищи другую…»
Расскажу о самых простых методических приемах, позволивших мне повысить эффективность уроков по литературе в 8‑м классе. Раньше, войдя в класс и поздоровавшись с учащимися, я отмечал отсутствующих, требовал закрыть учебники, ставил вопрос и быстро называл фамилию того, кто должен отвечать. Сейчас после слов приветствия сразу же ставлю вопрос, требующий самостоятельного осмысливания материала учебника. Не спеша делаю необходимые пометки в журнале. Только после 2‑3 минут напряженной умственной работы школьников вызываю кого-нибудь к доске.
Но и после того, когда вызванный начал отвечать, активность остальных учащихся не спадает. Имея перед собой лист бумаги, они готовят «рецензии» на ответ товарища.
Правила рецензирования таковы: замечания не влияют на балл, выставленный ученику за ответ. Даже если ученик ответил отлично, рецензент не может ограничиться фразой: «Все рассказано правильно, мне добавлять и исправлять нечего». Ему нужно отметить логические, стилистические и орфоэпические особенности ответа.
Как показывает практика, подобная мыслительная и речевая «гимнастика» одинаково полезна и для слабых, и для сильных учеников...Объясняя новый материал, стремлюсь быть предельно кратким и не дублировать учебник. Придерживаюсь принципа: выделить, разъяснить и дополнить основные положения учебника, помочь ребятам новое связать с изученным. После объяснения даю несколько минут на самостоятельную работу учащихся по учебнику. Ставлю один-два вопроса, ответы на них ученики готовят во время работы над книгой, причем ответ должен опираться не только на материал учебных пособий, но и на ранее пройденное, на рассказ учителя. Часто предлагаю в процессе самостоятельной подготовки составить план ответа, которым разрешается пользоваться. Качество плана учитывается при выставлении оценки.
Часто к шестому уроку ученики устают, и сосредоточиться им трудно. В таких случаях предлагаю дать ответ на тот или иной вопрос в письменной форме. В классе сразу же устанавливается напряженная тишина, ребята включаются в труд.
Переутомляет ли их это? Нет. Об этом свидетельствует опыт. Услышав звонок, ученики восклицают: «Как быстро урок прошел!»
(А.Зосимовский,
учитель 4‑й немчиновской средней школы, Кунцевский район Московской области,
из статьи «Чтобы класс был активен»)