Как удержать этот хрупкий баланс между успешностью ученика и его физическим, психическим, нравственным здоровьем?
Мы так хотим, чтобы наши дети были лучшими в конкурсах, олимпиадах, на экзаменах и контрольных работах, забывая порой о том, что ни в космос не полетит, ни к станку не встанет, не будет истинно успешным инженером или хирургом человек, больной с детства, измученный физически, с нарушенной осанкой, головными болями, слабым зрением, с хроническим гастритом, заработанным еще в школьную пору.
Здоровье детей и подростков - это тот фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека.
Педагог, владеющий современными педагогическими знаниями, работающий в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями, медицинскими работниками, психологом, коллегами, должен планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья учеников, формирования культуры здоровья, то есть он просто обязан владеть технологиями здоровьесбережения.
Ошибочно многие педагоги разделяют понятия «педагогические» и «Здоровьесберегающие» технологии, считая их чуть ли не альтернативой традиционным. В современном образовательном процессе использование ЗОТ - это как использование приемов, методов, технологий со знаком качества сохранения здоровья.
По классификации Н.К.Смирнова, ЗОТ подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Для учителя урок - главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки своей профессиональной компетенции.
Существует устаревшее методическое заблуждение, что здоровьем учащихся, как правило, занимаются только учителя физической культуры, начальной школы и ОБЖ.
Что я могу сделать как учитель географии для своих ребят, чтобы сохранить для будущего моей страны самое бесценное - здоровье ее юных граждан?
Продумать урок так, чтобы логичность и эмоциональность всех его этапов способствовали развитию всех сфер личности ребенка, вызывали неподдельный интерес к новым знаниям, умениям, активизировали поисковую активность. Тогда ребенок из пассивного потребителя знаний станет активным участником, уйдет переутомление от пассивной деятельности.
Динамическая смена видов деятельности, двигательная активность на уроке, наличие вопросов, связанных со здоровьем и правильным образом жизни, своевременная рефлексия, чтобы глаза отдохнули, а мысли пришли в состояние гармонии и радости познания, адекватное домашнее задание.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок, шуток, афоризмов - вот простые рецепты успешного урока для любого учителя, ориентированного на здоровьесбережение.
Слышать ребенка, чувствовать его, знать его реальные возможности и не забывать о его здоровье в погоне за результатом и амбициями. Быть рядом, ведь практически большую часть светового дня он находится с учителем. И от того, насколько тесен наш контакт с детьми, зависит то, как быстро мы с родителями сможем отреагировать на любую проблему, связанную с нарушением физического или душевного равновесия ребенка.
И если каждый из нас по крупицам будет сохранять бесценный потенциал нашего будущего, то в классных журналах будет меньше детей со спецгруппой.

​Людмила ШАХАНОВА, учитель географии юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского, Ростов-на-Дону