С начала XXI века в российском общественном сознании и правовом поле происходят заметные изменения, связанные с реформированием всей правовой системы государства. С 2010 года активное реформирование происходит и в системе образования. Федеральные государственные образовательные стандарты, новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт педагога ставят нас, учителей, в условия постоянного развития и совершенствования профессиональной и образовательной среды. Формирование правового и демократического пространства в школе - главная идея и одновременно проблема, которой я, как педагог, как учитель права, отвожу главную роль.
Отечественная методика обучения праву развивалась благодаря профессиональной деятельности многих специалистов, посвятивших свои труды различным аспектам данной науки. Активизация научных изысканий в этой области начинается лишь с середины XX в. В трудах В.С.Афанасьева, А.В.Дружковой и других авторов разъяснялись эффективные методики обучения праву, предлагалось обратить внимание на практическую направленность правовых знаний, которыми должны овладеть обучаемые.
Несомненно, большой вклад в развитие правового образования России внесла деятельность проекта Российского фонда правовых реформ «Правовое образование в школе» в конце 90‑х - начале 2000‑х гг. Усилиями известных авторов С.И.Володиной, Т.В.Кашаниной, Е.А.Певцовой и др. разработаны новые системы ин­тер­активного обучения праву, транслированы в российскую действительность интересные зарубежные методики, в том числе технология критического мышления.
Город Пермь также принял активное участие в совершенствовании методик преподавания права. И.В.Бочаровым, П.В.Миковым, А.Б.Сусловым, А.Н.Цукановым разработаны новые педагогические технологии обучения правам человека в школе, созданы модели организационно-деятельностных игр.
Таким образом, к настоящему времени сложились различные школы и авторские коллективы, которые представляют самостоятельные направления исследований в области методики преподавания права.
На сегодняшний день в системе правового образования предмет «Право» в школе играет важную роль. Так, например, он может даваться в форме интегрированного или модульного курса в начальной школе, в 5‑6‑х классах курс может носить пропедевтический характер, закладывающий основы для дальнейшего изучения, в 7‑9‑х классах - курс «Основы правовых знаний», в 10‑11‑х классах в зависимости от профиля школы, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено курсами различного объема и уровня сложности.
Уже накопленный методический опыт позволяет сделать вывод о том, что достаточно большое количество педагогических технологий используется в преподавании права. Хочется обратить внимание на технологию, которая корнями уходит в совокупность технологий развивающего и проблемного обучения, игровой технологии и даже театральной педагогики, - это технология кейс-моделирования.
Кейс-метод в настоящее время является одним из самых часто используемых активных методов обучения, который позволяет системно формировать мировоззренческое осмысление окружающей действительности. Обществознание и право - это те учебные дисциплины, которые всегда предполагают практическую значимость полученных знаний. Поэтому именно эта технология, по моему мнению, способна создать условия не только для получения предметных знаний, но и для полноценного личностного развития ребенка, ее воспитательный аспект налицо.
Технология кейс-моделирования, или моделирования конкретных ситуаций, - это технология проблемно-ситуационного анализа, основанная на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций. Данная технология берет начало в применении отдельного метода case-study в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году, внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. В дальнейшем данный метод стал использоваться и в обучении иным дисциплинам не только на Западе, но и в отечественной педагогике, однако и по сей день метод case-study используется в основном в высшей школе.
Таким образом, непосредственной целью технологии кейс-моделирования является получение нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий. Причем условия ситуации могут изменяться в зависимости от уровня сложности задания, а также в зависимости от возраста учащегося, отсюда может меняться и решение конкретной ситуации.
У данной технологии есть свои особенности:
1) применяется, как правило, при изучении тех дисциплин, где истина множественна и может иметь несколько ответов на один поставленный вопрос;
2) процесс обучения направлен не на овладение готовым знанием, а на его выработку и совместный поиск решения;
3) ориентируется на развитие системы ценностей и взглядов, позиций, мировоззренческих и жизненных установок учащихся;
4) связана с развитием умения выбирать и нести ответственность за свой выбор;
5) эмоциональность, атмосферность изложения изучаемого материала;
6) учитель здесь выступает не в качестве транслирующего готовую информацию человека, основная его роль - ведущий, задающий вопросы, направляющий и сдерживающий дискуссию, фиксирующий полученные ответы.
И, пожалуй, одной из главных особенностей является то, что технология кейс-моделирования позволяет учащимся погрузиться в условия реальной жизни, осознать значимость получаемой информации для их собственного настоящего и будущего. Таким образом, преодолевается не только эмоциональный барьер между учащимися и учителем, но и барьер, связанный с непониманием учащимися того, как связаны урок и их жизнь.
Стоит отметить, что такой формат урока предполагает не только вживание учащихся в роль, но и полное погружение в проблемную ситуацию, рассмотрение вопроса с разных позиций, создание условий для формирования критического мышления учащихся.
Приведу несколько примеров используемых мною кейсов на уроках обществознания и права.
1. Тема урока «Правовое государство и гражданское общество»
Учащимся на уроке предлагается разрешить ситуацию (кейс) путем поиска тех представителей институтов гражданского общества, которые смогут решить предлагаемую проблему. Класс делится на группы: тех, кто имеет проблему, и тех, кто сможет ее решить. Затем, свободно перемещаясь по учебной аудитории, учащиеся должны не только найти тех, кто сможет помочь (представители гражданского общества), но и предложить реальные пути решения проблемы. Причем акцент здесь делается на том, что: количество представителей гражданского общества, к которым можно обратиться, не ограничено; предлагаемые ситуации основаны на реальных событиях, а их сложность и содержание варьируются в зависимости от возраста учащихся и уровня изучения материала (профильный/базовый уровень). В результате учащиеся не только «проживают» данный кейс и на своем собственном примере убеждаются в реальности существования и функционирования гражданского общества, но и формируют критическое мышление на практике.
Примерные проблемные кейсы (для группы тех, кто имеет проблему):
1. Вы живете во дворе, в котором обитает большая стая бродячих собак. Вы обеспокоены данной ситуацией, так как у вас и у большинства жителей вашего дома маленькие дети, которые любят гулять на недавно отремонтированной детской площадке. Собаки не раз совершали попытки нападения на людей.
2. Вы живете в микрорайоне Парковый г. Перми. В Балатовском парке вы вместе со своими друзьями проводите много свободного времени, гуляя, отдыхая и наслаждаясь чудесным чистым воздухом в центре города, как и многие другие жители Перми. Каждый год вы проводите там субботники. Но однажды часть леса огораживают забором, появляются рабочие, которые сообщают вам, что часть леса будет срублена, а на его месте будет построен новый торговый центр.
3. Раньше в вашем городе выплачивали пособие для молодых мам, детям которых не досталось места в детском саду. Пользуясь этим, молодые мамы могли самостоятельно заниматься воспитанием и обучением детей дошкольного возраста на дому. Однако недавно местные власти объявили, что отменяют пособие, но количество мест в детских садах увеличилось всего на 10%. У вашей соседки скоро появится ребенок, вы обеспокоены данной проблемой и т. п.
Примерные роли для представителей гражданского общества (для группы тех, кто сможет помочь решить проблему):
- член благотворительной организации;
- представитель правозащитной организации;
- член экологического клуба;
- журналист;
- представитель общего совета микрорайона и т. п.

2. Тема урока «Социальные конфликты и способы их разрешения»
Учащимся на уроке предлагается разрешить реальную ситуацию (кейс) в условиях ограниченности информации. Кейс разыгрывают двое учащихся. Кейс делится на два уровня: первый уровень позволяет использовать только данную в карточке информацию, второй же уровень предполагает возможность использования дополнительной информации, которую учащийся может вводить в ситуацию сам. В результате, во-первых, учащийся убеждается в том, что повседневный конфликт имеет множество способов разрешения (которые в дальнейшем на уроке называются учащимися совместно с учителем), а во-вторых, такой вид кейса позволяет показать, что ограниченность информации часто является барьером для поиска способа разрешения конфликта.
Примерные кейсы (1‑й уровень):
1. Вы оплатили проезд в автобусе, но через некоторое время кондуктор просит вас показать ему билет. Билет таинственным образом исчез. Разрешите ситуацию с кондуктором, используя только ту информацию, которая вам дана.
2. Вы кондуктор. Вы заметили пассажира, у которого нет билета. Требуйте оплаты проезда. Разрешите ситуацию с пассажиром, используя только ту информацию, которая вам дана.
Примерные кейсы (2‑й уровень):
1. Оказалось, что вы потеряли билет в кармане. Убедите кондуктора в том, что презд у вас есть, или выберите свой способ решения данной проблемы.
2. Попросите пассажира еще раз оплатить проезд или выберите свой способ решения данной проблемы.
3. Тема урока «Право и закон»
Учащимся на уроке предлагается разыграть кейс, который направлен на выявление понимания значимости принятия правовых и неправовых законов в нашем городе, крае, государстве. В результате учащиеся не только усваивают теоретическую и практическую значимость изучения данной темы на уроках обществознания/права, но и формируют особое отношение к правовым законам как к главным регуляторам общественных отношений в современном демократическом государстве, а также к одной из важнейших проблем юридической науки - проблеме соотношения права и закона.
1. Вы руководитель Департамента градостроительства г. Перми. Вы также являетесь непосредственным руководителем проекта реконструкции пермской набережной. Вами был принят муниципальный акт «Правила нахождения на пермской набережной», где, в частности, указано, что «на набережной нельзя загорать, находиться в купальнике и одежде выше колена», «нельзя на территории набережной выгуливать собак, кошек и прочих животных», «нельзя фотографироваться на фоне проплывающих судов, кораблей, теплоходов» и т. п. К вам обратился житель города с проблемой.
2. Вы житель города Перми, отдыхающий на пермской набережной. Вы решили прокатиться по реке Каме на речном трамвайчике, однако погода была жаркой, вы сняли с себя верхнюю одежду и загорали прямо на палубе. Выйдя с палубы, вы отправились прогуляться по пермской набережной. Однако вас остановил полицейский и за нарушение Правил нахождения на набережной отвез в участок. Вы считаете, что ваши права нарушены. Вы решили обратиться за разъяснением этих правил к их непосредственному создателю - руководителю Департамента градостроительства г. Перми.

Пермская школа №2 - это особое пространство, особый уклад, особый символ в формировании гражданственности современного школьника. Именно поэтому здесь особое отношение к таким учебным предметам, как право, обществознание, история. Осмысление важности демократических ценностей - это то, на что сегодня направлена деятельность всех участников образовательных отношений, внимание всего коллектива школы обращено на формирование демократического уклада школы.
Учитывая все вышесказанное, стоит отметить, что развитое правовое образование в школе - это залог процветания любого общества. Заинтересованность детей не только в своем будущем, но и в будущем своей страны - это главный показатель для меня как для учителя права.
Важность гражданского образования состоит в следующем: ребенок, выпускаясь из школы, должен понимать, что ожидает его вне стен родной обители, цель учителя - создать такие условия, которые позволили бы ученику почувствовать себя во взрослой жизни и не потеряться среди множества проблем, которые будут его окружать. Правоотношения в различных сферах - это то, что связывает нас с окружающим миром, то, что для каждого взрослого человека является повседневными реалиями. Задача учителя - показать ученикам, что мы не отделены от права, оно часть нашей жизни. Каждый из нас - гражданин большой страны, чьи законы должны не просто соблюдаться, но и должны быть понятны каждому. Поэтому важно не только знать современное российское законодательство, но и научиться его создавать, научиться решать правовые задачи, которые нас связывают с правовой средой современного государства.

​Наталья ГАЙСАК, учитель обществознания и права средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля, Пермь