- В сфере образования Алтайского края очень глубокие и интересные традиции. Они обусловлены, в частности, аграрной спецификой региона. На селе проживает более 40 процентов населения, из которого порядка 116 тысяч - школьники. В крае развитая система аграрного образования. Необходимые для работы в сельском хозяйстве навыки формируются уже со школьной скамьи. Обучение интегрировано в процесс производства сельхозпродукции. Для преодоления разрыва между спросом и предложением рабочей силы разработан межведомственный проект «Агроинтеграция».
Инновационные проекты активно реализуют как городские, так и сельские образовательные организации.
Серьезным образом изменены подходы вузов к работе со школьниками: открыты предуниверсарии, центры молодежного инновационного творчества и занимательных наук. Проводятся научные десанты в отдаленные села. Недавно совместно с Алтайским государственным медицинским университетом запущен пилотный проект дистанционной подготовки школьников «Будущие кадры современного здравоохранения».
Система среднего профессионального образования сегодня ориентирована на подготовку востребованных высококвалифицированных кадров. Действуют специализированные центры компетенций, аккредитованные союзом WorldSkills Russia. В частности, учебные лаборатории Алтайской академии гостеприимства признаны экспертами лучшими в России и рекомендованы для тренировок национальной сборной «Молодые профессионалы» по компетенции «Кондитерское дело».
Есть повод для гордости и в сфере высшего образования: два алтайских вуза стабильно входят в список 100 лучших в стране. Алтайский государственный университет в 2017 году стал победителем федерального конкурса на создание в регионах опорных университетов, в 2018 году впервые вошел в список лучших вузов планеты рейтинга QS World University Rankings и в Топ-20 лучших вузов России.
На ближайшие пять лет ключевые ориентиры заданы национальным проектом «Образование». В дополнение к нацпроекту мы разработали 10 региональных инициатив: «Новая школа Алтая», «Алтайский край - поколения талантов», «Люби свой край», «Современный учитель Алтая», «Молодой педагог», «Директор школы Алтая», «Новое качество образования», «Цифровая школа», «Безопасная школа», «Кадры нового Алтая». Проекты направлены на строительство и ремонт объектов образования, усиление мер безопасности, поддержку одаренных детей, изменение подходов в подготовке кадров, повышение квалификации действующих педагогов. Отмечу, что регион ежегодно побеждает в конкурсах в рамках госпрограммы «Развитие образования»: на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования организуется работа федеральных стажировочных площадок. В 2019 году направим усилия на поддержку школ, работающих в сложных социальных условиях, подготовку преподавательских кадров по дисциплине «Русский язык». Будем совершенствоваться, сохраняя лучшее.
- Развитие образования - это формирование будущего каждого региона. Каким это будущее видится вам как главе Алтайского края?
- Система образования должна больше способствовать экономическому росту и технологической модернизации. Для этого предстоит решить ряд важнейших вопросов, связанных с состоянием материально-технической базы, оплатой труда педагогов и стимулированием их дальнейшего профессионального роста.
Необходимо больше использовать возможности информационных технологий. Быстрое развитие цифровизации и информационного общества привело к потере школой монополии на образование ребенка. Физических и виртуальных мест, где он получает знания, становится все больше. В крае открыт технопарк «Кванториум», в ближайшей перспективе предусмотрено создание мобильного технопарка, центров цифрового образования детей по модели «IT-куб». Все больше школьников и студентов участвуют в федеральных и краевых масштабных проектах: «Будущее Алтая», «Олимпиада Национальной технологической инициативы», Международный конкурс детских инженерных команд, «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), «Я профессионал». Эту работу с согласия родительской общественности надо продолжать.
Одной из ключевых становится тема закрепления в регионе талантливых выпускников и специалистов. Мы присоединились к стратегической инициативе «Кадры будущего для регионов». Если коротко: формируются команды лидеров из активных школьников и студентов, готовых участвовать в реализации важных для региона социально-экономических задач.
Необходимость быстро учиться, переучиваться приводит к тому, что образование в течение всей жизни становится нормой. Мы будем создавать единую систему непрерывной подготовки кадров, позволяющую легко осваивать новые компетенции. Проект будет ориентирован как на запросы населения, так и на заказы предприятий реального сектора экономики.
Образовательный комплекс края позволяет получить любую из профессий и специальностей, востребованных нашим рынком труда.
- Десятилетие детства, объявленное президентом Владимиром Путиным в прошлом году, помимо поддержки семей с детьми, решения демографических и других проблем ставит задачу развития в образовании отраслевой инфраструктуры. В крае большинство школ находится в селах. Как развивается и совершенствуется их материальная база? Не обделены ли они вниманием властей?
- В Алтайском крае более тысячи школ. 70 процентов учебных заведений находятся в сельской местности, 60 процентов из них - малокомплектные. Эти особенности определяют и уровень их обеспеченности кадрами и материально-технической базой.
Мы с учетом финансовых возможностей шаг за шагом развиваем эту систему. У нас большое количество населенных пунктов, не во всех из них есть школы. Для обеспечения безопасного и комфортного подвоза ребятишек на занятия в соседние села ведется постоянное обновление автопарка. Совсем недавно в муниципалитеты было передано еще 85 школьных автобусов.
В 2018 году заменено оборудование во всех школьных столовых, где это было необходимо. В сельские общеобразовательные учреждения поступили новые электрические плиты, пароконвектоматы и холодильное оборудование - всего более 500 единиц техники. Приобретено учебное оборудование для оснащения кабинетов ОБЖ. В школы, которые открывают дополнительные классы, закуплена новая ученическая мебель, кабинеты оснащены всем необходимым.
Мы понимаем, что современное качество знаний во многом зависит от внедрения в образовательный процесс цифровых технологий. Все школы подключены к сети Интернет, в большинство учреждений закуплено новое компьютерное оборудование.
В настоящее время ведется строительство шести объектов в сельской местности и еще двух - в краевой столице, капитальный ремонт - в 21 школе. В ближайшие годы появится 26 новых детских садов с ясельными группами, не считая тех, которые будут отремонтированы. Это еще порядка 50 учреждений.
Алтайский край активно участвует в федеральной программе по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных именно в сельской местности. В 2018 году в регионе стартовал новый проект по ремонту 50 школьных спортивных залов. Сегодня завершены работы на 25 объектах. На эти цели из краевого бюджета выделено 100,6 миллиона рублей и 39 миллионов рублей - из федерального бюджета. Оставшиеся объекты планируется завершить до конца этого года.
В целом отрасль «Образование» в региональном бюджете - одна из самых больших статей расходов.
- Ключевая фигура в образовании - учитель. Как бы вы, Виктор Петрович, продолжили фразу: «Хороший учитель - это…»
- Хороший учитель - это тот, кто бесконечно предан своему делу, готов дарить себя, в определенном смысле жертвовать собой, делиться своими знаниями, эмоциями, вниманием, временем со своими учениками. Хороший учитель - это тот, кто в состоянии убеждать, донести до учеников не форму, не объем, а сущность знаний, тот, кто учит самостоятельно их добывать. Хороший учитель умеет вызвать уважение учеников к себе.
- Были ли такие учителя у вас?
- Хороший учитель - это не исключение, а в основном правило. По крайней мере, в моей жизни случилось именно так. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что все мои учителя были хорошие. Я в школе всегда учился на одни пятерки, и со мной остались на всю жизнь чувство благодарности и какие-то ярко зафиксированные образы совершенно разных людей - мужчин, женщин, постарше, помоложе - моих учителей. Это были совершенно разные люди, но все хорошие учителя. В какие-то моменты жизни почему-то обращаешься к этим образам, они как-то сами собой возникают в памяти.
- Что для вас стало открытием прошедшего года на посту губернатора самобытного, богатого культурными традициями края?
- В должность губернатора я вступил только 17 сентября прошлого года, после выборов. До этого времени три с половиной месяца был временно исполняющим обязанности и кандидатом на пост губернатора. Была очень интенсивная предвыборная пора, я знакомился сразу со всем в Алтайском крае - с людьми, экономикой, социальной сферой - театрами, музеями, больницами, их коллективами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. И на всех этих встречах, конечно, были открытия, были вещи, которые меня сильно вдохновляли.
Самым главным открытием стала готовность людей поверить мне, моей программе, и не просто поверить, а всесторонне включиться в поддержку моей работы, сделать ее общей и при этом работать не на меня, а на край, на себя самих. Это доверие - очень дорогая вещь, которая заставляет меня к любому вопросу, связанному с жизнью земляков, относиться с большим вниманием и полной ответственностью. Это доверие также дает и силы для работы.
Я очень рад такому повороту в жизни. Какое-то очень хорошее чувство возникает, когда ты делаешь интересные и позитивные открытия. Такие открытия дарят радость, наполняют жизнь особым смыслом.
- Об учительском труде вы, Виктор Петрович, знаете не понаслышке. Ваша мама, как известно, долгое время работала в школе. Что, на ваш взгляд, самое трудное в учительской работе?
- Я думаю, самое трудное - оставить за порогом школы свои эмоции, личные заботы, трудности и ни в коем случае не проявлять их в классе и не изливать на учеников. Еще одна трудность, судя по моим наблюдениям, сам-то я в школе не работал, - расставаться со своими воспитанниками, в которых вложил душу, внимание, тепло, время, и отпускать их во взрослую жизнь.
- Вы как-то признались, что наизусть выучили всего «Евгения Онегина», будучи директором крупного горно-металлургического комбината. Что подвигло вас к этому?
- Интерес к поэзии, увлечение Пушкиным в какой-то момент переросли в хобби. Когда у человека появляется хобби, он реализуется и раскрывается в нем относительно того дела, которым занимается профессионально на постоянной основе. И вот это хобби привело к тому, что у меня появилось желание выполнить эту сложную работу. Выучить произведение часа на четыре-четыре с половиной звучания - это на самом деле большая работа. Как выяснилось, это был первый шаг. За «Евгением Онегиным» последовали и другие произведения Пушкина, и не только его. Но это уже предмет совсем другого разговора.