Здесь в шахматы играют все, включая директора. Расположенные в холлах шахматные доски с фигурами весьма востребованы. Даже без контроля учителя ребята играют по всем правилам, которые можно прочитать тут же, на стендах.
Наступивший год в школе встречали сказкой «Путешествие в Шахматную страну», которую придумали учителя Ю.В.Белова и П.А.Симонов и поставили вместе с учениками начальных классов.
Такой подход приносит свои плоды. Некоторые наши учащиеся уже являются победителями международных соревнований. О том, как становятся чемпионами, поведал отец одной из юных шахматисток - Лизы Петровой.
- На сегодняшний день у Лизы уже много титулов: ей удалось одержать победу в чемпионате Москвы по классическим шахматам и блицу, покорить чемпионат Европы по быстрым шахматам, победить в чемпионате Лондона для детей до 12 лет. А с чего началось ее увлечение шахматами?
- Интерес к шахматам в нашем случае проснулся в 5,5‑6 лет. Этот возраст для современных шахматистов не является ранним: многие Лизины соперники в дошкольном возрасте уже имели опыт участия в российских и международных соревнованиях и стадию интереса к шахматам как детского любопытства, «стадию пешечных боев» миновали к 4‑5 годам.
Мы, родители, сформировали у Лизы интерес к шахматам, а школа его поддержала. Поскольку формирование интереса к шахматам не является законченным процессом, можно смело утверждать, что школа (Лиза учится в московской школе №2101 «Филевский образовательный центр») активно поддерживает и развивает интерес ребенка к этой игре.
- Есть устойчивое утверждение, что шахматы развивают логику, помогают достигать высоких академических результатов в разных областях. Вы как родитель видите такую тенденцию?
- Лично я считаю, что высокие академические показатели не являются мерилом успешности ребенка во взрослой жизни, не гарантируют ему профессиональной востребованности и никак не связаны с развитием таких общечеловеческих качеств, как отзывчивость, доброта, ответственность. Что же касается непосредственно шахмат, то они формируют системное мышление, которое является универсальным для науки и повседневной жизни. Шахматы развивают память, умение концентрироваться, взвешенно принимать решения и массу других полезных навыков, помогающих в учебе.
- В наши дни шахматное направление развивается не только в рамках спортивных школ и секций, но и в обычных школах. Можно ли сказать, что на сегодняшний день школьная подготовка в этой сфере не уступает уровню специализированных шахматных школ?
- На примере нашего учебного заведения видно, что школьная подготовка теоретически может не уступать шахматному обучению в специализированных спортивных школах. Однако многое зависит от организации этого процесса в общеобразовательной школе, от привлечения талантливых кадров и тренеров с большим опытом работы.
- Сколько времени Лиза уделяет шахматным занятиям?
- Важно не количество времени, а качество, эффективность и результативность его использования. Для того чтобы достичь высоких результатов на российских и международных турнирах, Лиза занимается ежедневно: во второй половине дня она ходит в шахматную секцию в общеобразовательной школе, а по выходным мы посещаем турниры. Таким образом, теория успешно совмещается с практикой.
- Дома играете? Лиза обыгрывает старшее поколение в семейных турнирах?
- Мы, родители, не являемся профессиональными шахматистами и знакомы лишь с основами игры. Хотя мы не ленимся просчитывать партию на два хода вперед, этого уже не хватает, чтобы быть эффективными спарринг-партнерами для нашего ребенка. Лиза стала нас регулярно обыгрывать года два назад.
- Сегодня родители нередко переживают, что ребенок много времени проводит за компьютером, не проявляет интереса к обучению. И все же есть ребята, такие как Лиза, которые по-настоящему увлечены своим делом и достигают высоких результатов. Как вы думаете, что является главным мотиватором интереса ребенка - пример родителей, учитель, школа?
- Сложно выделить «вес» каждого мотиватора в общей системе мотивационных факторов. В нашем случае все эти составляющие присутствуют: и поддержка родителей, и понимание учителей, и высокий уровень шахматных занятий в школе, и, конечно же, неподдельный интерес самого ребенка к игре. В случае Лизы пример родителей имел большое значение на дошкольном этапе. Сейчас ей 11 лет, и мы наблюдаем рост роли таких агентов социализации, как учителя, тренеры, друзья из школьного коллектива (в том числе шахматного), то есть налицо тенденция роста роли школы как мотивационного фактора.
- Вспомните свои школьные годы. Что изменилось в системе образования? В чем вы могли бы позавидовать современным школьникам, таким как Лиза?
- Школа как социальный институт сталкивается с определенными вызовами современности. Связано это прежде всего с тем, что в ХХI веке она утратила монополию на трансляцию знаний. К тому же школе приходится успевать за динамикой изменения жизненных реалий, подстраиваться под запросы родителей по предоставлению образовательных и спортивных услуг, что является положительной тенденцией. Расширяются виды деятельности, в том числе спортивной, которыми ребенок овладевает в рамках школы во внеурочное время. И для нас как для родителей это удобно. Ведь обучение шахматам не требует никакого специального инвентаря (кроме досок с часами), наличия манежа или каких-либо других особых условий.
Лизе повезло: школа, в которую она ходит, предоставляет возможность совмещать учебу и занятия шахматами на профессиональном уровне без потери качества преподавания. И в этом я, конечно, ей завидую.
Ученики класса с журналистским направлением школы №2101 «Филевский образовательный центр»