Любое исследование подразумевает не просто поиск ответов на вопросы или правильного решения. В данный процесс входит и деятельность по сбору информации и доказательств, обнаружению закономерностей. Только благодаря глубокому мыслительному процессу в голове у Ньютона падающее яблоко привело к открытию им закона всемирного тяготения. Цель педагогов - помочь детям совершить скачок от интуитивного понимания и природного любопытства до рождения новых знаний.
Если мы говорим об обучении через исследование на школьных уроках, то здесь во главу угла ставятся вопросы учеников, их идеи и результаты наблюдений. При этом учитель создает в классе среду, основанную на уважении друг к другу: дети занимаются проверкой идей, наблюдают, выдвигают гипотезы, учатся формулировать аргументированные ответы. Таким образом, формируются навыки творческого решения проблем.
Педагогу важно понять, как и в какой момент следует подтолкнуть, спровоцировать исследование. Поэтому обучение представляет собой двусторонний процесс, в котором учитель и ученики являются соавторами.
Немаловажен и индивидуальный подход. Например, одним проще формулировать вопросы и обрабатывать ответы товарищей, другим, напротив, интереснее строить теории, анализировать факты и находить взаимосвязи между идеями, третьих больше интересует практическое применение получаемых знаний, а четвертые готовы проверить выдвигаемые предположения непосредственно на практике.
В первую очередь стратегии обучения через исследование подходят для более мотивированных и успешных школьников. Но многие учащиеся на определенном этапе своего развития еще не обладают достаточным уровнем абстрактного мышления, важного для исследовательской деятельности. По этой причине педагоги предлагают своим подопечным четыре уровня исследований.
Первый уровень - это исследование-подтверждение. Учащиеся подтверждают посредством своей деятельности общеизвестные факты. При этом результаты определены заранее.
Второй уровень - структурированное исследование. Учащиеся действуют по инструкции при ответе на вопрос, сформулированный учителем.
Третий уровень - управляемое исследование. Учащиеся действуют согласно самостоятельно разработанной методике или выбранному методу при ответе на вопрос, сформулированный учителем.
Четвертый уровень - открытое исследование. Учащиеся действуют согласно самостоятельно разработанной методике или выбранному методу при ответе на самостоятельно сформулированный вопрос.
Использование на практике различных уровней исследования позволяет каждому школьнику реализоваться на занятиях с учетом своих индивидуальных особенностей.
Еще одним эффективным способом вовлечения учащихся в обучение через исследование является формулировка наводящих вопросов.
Стратегии обучения через исследование применимы практически для всех школьных дисциплин и могут использоваться почти на каждом уроке в различных форматах: практические и семинарские занятия, уроки-лекции, объяснение нового материала. Исследовательский подход помогает не только лучше усваивать знания, но и успешно оценивать и решать проблемы в самых разных сферах, что, безусловно, является залогом успеха в любой профессии и способствует формированию личности, обладающей независимым мышлением, что особенно актуально для современного выпускника.

Екатерина ЗЕНЯ, учитель химии, заведующая кафедрой естественно-научных дисциплин
школы №1589