​Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

- Войдите, - раздался женский голос. В кабинете на светлом диване сидела стильная женщина лет тридцати. В руках у нее был планшет.
- Добрый день! Чем я могу вам помочь?
Прежде чем ответить, мама удивленно огляделась. В последний раз она была в подобном помещении лет пятнадцать назад. С тех пор все очень изменилось. В кабинете было много свободного пространства, на столе крутилась голограмма вечного двигателя, а в скромном единственном шкафу стояла ваза с цветами.
- Мой ребенок пойдет в эту школу в следующем году, и я хотела узнать, как здесь все устроено. Но вы, наверное, заняты?
- Ну что вы! С тех пор как школа стала цифровой, у администрации и учителей появилось намного больше времени для той работы, которую мы действительно любим, - для общения с детьми и родителями.
- Я давно в школе не была. Раньше очень много времени съедала бумажная работа, так что это очень непривычно. А у вас в кабинете я даже не вижу папок с документами.
- Просто их тут нет. Все внесено в единую базу данных. В любой момент я могу распечатать нужные бумаги, но зачем, когда есть доступ к любой информации, а отчет делается за пару кликов? Это раньше было множество бумаг и разных форм, которые регулярно заполнялись.
- А как же личные дела учеников? Они тоже находятся в этой базе?
- Конечно. Когда вы придете в школу, то получите уникальный код доступа. По нему можно будет узнавать об успехах ребенка, его домашних заданиях, проблемах. Кроме этого, будут доступны анкета и портфолио достижений. В них хранятся не только оценки и сухая психологическая характеристика школьника, как это было раньше, но и полная информация о состоянии его здоровья, о талантах, о том, к каким предметам он питает интерес, а какие стоит подтянуть, о посещении экскурсий, о виде спорта, выбранном для занятий... Анкета формируется с момента поступления в школу и постоянно дополняется актуальными сведениями. Это помогает корректировать программу ребенка. Учитель сейчас - это своего рода куратор. Его задача - наблюдать и направлять. Педагогическому составу уделяется пристальное внимание. Все учителя также внесены в систему, где хранятся их резюме, достижения, дипломы. Благодаря системе педагоги повышают свою квалификацию, не отрываясь от процесса обучения детей.
В этот момент планшет в руках у завуча ожил. Она бросила взгляд на экран, нажала на пару кнопок, и на стене появилась бегущая строка: «Лариса Ивановна, пройдите в 6‑й «Б».
- Прошу прощения, необходимо было поставить учителя на замену. Все уже сделано, и я в вашем распоряжении.
Мама выглядела очень удивленной.
- Вот так просто? Только с помощью планшета?
- Конечно. В каждом классе установлены камеры, изображения подаются в том числе и на мой планшет, поэтому я всегда контролирую ситуацию. Система самостоятельно определяет, у кого из учителей нужного предмета окно, и мне остается только попросить его подойти в класс. Как видите, это не отнимает много времени. Школа сейчас как отлаженный механизм. Каждый знает, что нужно делать, а потому беспорядков обычно не возникает и на территории школы царит гармония.
- Это же здорово! - воскликнула мама.
- Это очень облегчает работу, - улыбнулась завуч. - Что бы вы хотели увидеть?
- Помещение, где учатся младшие школьники.
- Сейчас у них идут уроки, но можно вывести картинку с планшета на экран.
Завуч нажала на кнопку, и женщины увидели изображение. На нем молодой учитель что-то оживленно рассказывал детям, перед которыми стояли легкие и тонкие ноутбуки. На электронной доске менялись картинки, которые педагог периодически увеличивал и поворачивал: так их можно было лучше рассмотреть. Дети завороженно следили за происходящим.
- Как видите, классы неплохо оборудованы. Бумажные книги давно не используются, только электронные. Детям нравится: весят они немного, а информации вмещают огромное количество! В течение урока картинка передается с доски непосредственно на ноутбук. Урок транслируется в режиме онлайн для того, чтобы ученики, которые болеют или отсутствуют по другой причине, не пропустили важную информацию.
- А если они все-таки не смогут посмотреть урок в прямом эфире?
- Есть возможность зайти в систему и посмотреть его в записи. Это же могут сделать и ученики, присутствовавшие на уроке.
- Надо же, как шагнул прогресс всего за полтора десятилетия!
- Ну что вы, это уже достаточно старая практика. В школе есть кое-что современное! Шлемы виртуальной реальности.
- Это же игрушка?
- Игрушка, но ее можно с огромной пользой применять в целях обучения. Современные дети - это поколение гаджетов и электроники, поэтому мы используем этот метод уже с первого класса. Надевая шлем, они погружаются в мир, который живет по правилам, заданным педагогами. Попасть внутрь атома или в мезозойскую эру в реальности мы не можем, а вот с помощью шлема - легко. Более того, эти шлемы можно использовать для моделирования чего-то нового. Например, архитектуры. Благодаря шлему дети только за счет воображения создают удивительные сооружения и сохраняют их на носителях информации. Они работают и индивидуально, и в группах. В последнем случае они учатся взаимодействовать в команде. Или вот, смотрите, голограмма молекулы ДНК. Она трехмерная, и ребенок может осмотреть ее со всех сторон, чтобы понять, как устроен этот биополимер. Похожие проекторы есть во всех классах, но изображение варьируется в зависимости от потребностей учеников.
Еще один уникальный класс в этой школе - класс робототехники. В нем задействованы ребята всех возрастов, заинтересованные в развитии своих технических и инженерных навыков. И они уже достигли определенных результатов в этой области, так как консультируются с опытными специалистами.
Большой популярностью у школьников пользуются телемосты, которые мы проводим совместно с зарубежными коллегами. Завтра, например, биологи будут общаться с ректором Университета Сиднея. Хотят обсудить проблемы транспортировки ехидновых по воздуху.
- Потрясающе!
- Спасибо! Также в школе есть лаборатории, в которых дети могут проводить эксперименты.
- Но это же опасно!
- Ну что вы! Во-первых, с ними всегда находится педагог, а во-вторых, у нас установлена система расчетов, позволяющая предусмотреть ту или иную реакцию составляющих формулы. И в случае если возможно непредсказуемое развитие событий, ингредиенты автоматом не выдаются. Вообще, в школе многое автоматизировано, в частности режим проветриваний и кварцеваний.
- А если вдруг произойдет сбой в системе?
- Ничего страшного. На этот случай все данные копируются на несколько носителей. Предусмотрена даже защита от кибератак. Кроме того, в школе есть автономный генератор, который поддержит все в рабочем состоянии, если будут перебои с электричеством.
- Это удивительно! - сказала мама. - Мне кажется, что вы все предусмотрели! Благодарю вас за уделенное мне внимание!
Женщины попрощались.
Возвращаясь, мама обратила внимание на то, что началась перемена. Маленькие дети сгрудились у стола, наполненного множеством логических головоломок, взрослые - степенно дискутировали на тему раннего творчества Чарльза Диккенса.
Мама вышла на улицу и неспешным шагом пошла в сторону дома… Ей предстояло многое осознать.

Виктория БЕЛОЗЕРОВА,
учитель начальных классов школы №1571, лауреат конкурса «Педагогический старт»-2018